Пищевые отравления — серьезная проблема общественного здоровья, затрагивающая людей всех возрастов и социальных групп. С увеличением разнообразия продуктов и способов их приготовления важно понимать причины отравлений и методы их предотвращения. Эта статья предлагает конспект урока, который поможет учащимся осознать риски неправильного обращения с пищей и освоить практические навыки предотвращения пищевых отравлений. Знания, полученные на уроке, могут существенно снизить вероятность подобных ситуаций в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной работе представлена профилактическая деятельность в формате деловой игры, направленная на повышение безопасности детей на дорогах.
Актуальность исследования объясняется несколькими факторами:
– Дети часто переходят проезжую часть по пути в школу;
– В Красном Селе имеется интенсивное движение на автомагистрали;
– В районе проживания учащихся наблюдается высокая частота дорожно-транспортных происшествий.
В методическом пособии представлен урок по окружающему миру и внеклассное занятие с презентацией на данную тему. Разработка предназначена для учителей начальных классов, которые готовят и проводят уроки.
Методическое пособие ориентировано на формирование у детей внимательного и заботливого отношения к своему здоровью. Оно может быть использовано на уроках по окружающему миру, литературному чтению и математике.
Методическая разработка охватывает тему “Здоровое питание младшего школьника” для 3 класса.
Организационный взнос составляет всего 30 рублей. Прием заявок открыт. Участие возможно для учеников 1-11 классов и дошкольников. Предусмотрены награды и подарки.
Целью мероприятия является развитие знаний о гигиене пищеварительной системы через ознакомление с основными видами пищевых отравлений и мерами их предотвращения; актуализация знаний о глистных заболеваниях и значении профилактических прививок; формирование навыков работы в группе, обобщение информации, воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Необходимое оборудование: учебник, таблицы, рисунки, дополнительная литература.
Тип урока: комбинированный.
Ключевые термины и понятия: стафилококковый токсикоз, ботулизм, гепатит, холера, дизентерия, сальмонеллез, рациональное питание, правила питания, гельминтоз.
Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности:
– Какие изменения происходят с пищей на различных этапах пищеварения в желудочно-кишечном тракте?
В ходе обсуждения данного вопроса с использованием таблицы учащиеся делают выводы:
– Ротовая полость: апробация, смачивание, обеззараживание пищи, измельчение, расщепление углеводов;
– Пищевод: продвижение пищи в желудок;
– Желудок: механическая переработка, обеззараживание пищи, расщепление белков и эмульгированных жиров;
– Двенадцатиперстная кишка: расщепление белков, жиров и углеводов под действием поджелудочного сока и желчи;
– Тонкий кишечник: расщепление белков и углеводов, избирательное всасывание питательных веществ в кровь и лимфу;
– Толстый кишечник: всасывание воды, формирование каловых масс, переваривание клетчатки, синтез витаминов.
Изучение нового материала:
1. Болезни желудочно-кишечного тракта.
/Работа в группах/
Изучите желудочно-кишечные инфекции и глистные инвазии, выявив меры по их предупреждению по следующему плану: заболевание, признаки, причины, профилактика. Учащиеся работают над заданием в течение 7 минут.
1 группа рассматривает пищевые отравления,
2 группа – желудочно-кишечные инфекции: ботулизм и сальмонеллез,
3 группа – желудочно-кишечные инфекции: холера и дизентерия,
4 группа – глистные инвазии.
Выводы по результатам работы:
1. Пищевое отравление может быть вызвано различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, дизентерийная палочка, палочка ботулизма, холерный вибрион.
2. Попадая в организм, бактерии выделяют токсины, вызывающие острое воспаление слизистой желудка и кишечника. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.
3. Инфекция передается через зараженные продукты: мясо, рыбу, молоко, салаты и т.д.
4. Наряду с желудочно-кишечными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания, которые могут протекать так же остро, как и инфекционные. Признаки: отсутствие аппетита, похудение, схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, нарушения работы кишечника, бессонница, повышенная нервозность.
5. Избежать пищевых отравлений и глистных инвазий можно, соблюдая правила личной гигиены, режим и сроки хранения продуктов, технологию приготовления пищи.
- Первая помощь при отравлениях.
Составление памятки по правилам питания – 5 минут (в тетради).
Основные правила питания:
- Пища должна быть привлекательной на вид, с приятным запахом и вкусом;
- Умеренность в еде;
- Есть не спеша. Тщательное пережевывание пищи способствует лучшей механической обработке;
- Соблюдение правил личной гигиены.
Обобщение и систематизация изученного материала.
1. Как предупредить пищевые отравления?
2. Какой вред могут причинить мухи?
3. Почему нельзя есть плохо проваренное и прожаренное мясо?
4. Какие меры первой помощи следует оказать больному до прихода врача при подозрении на пищевое отравление?
Правильное питание – основа здорового образа жизни! Оно позволяет сохранить и укрепить здоровье, предотвратить множество заболеваний и решить существующие проблемы со здоровьем.
- Подведение итогов урока.
150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза Георгия Евдокимовича Попова
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края.
Пищевые отравления и их предупреждение.
Перевозная Леонора Геннадьевна,
высшей квалификационной категории.
Цель: ознакомление с пищевыми отравлениями, их причинами и правилами гигиены пищеварительной системы.
Образовательные: изучить виды, причины и признаки пищевых отравлений и пути их профилактики.
Развивающие: совершенствовать навыки работы с текстом, развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать.
Воспитательные: развивать навыки работы в парах, воспитывать чувство коллективизма, способствовать гигиеническому воспитанию учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
I. Организационный момент.
Звонок прозвенел, и наше занятие началось. Я приветствую всех присутствующих: наших гостей и вас, мои ученики. Протянув руки, приглашаю вас к совместной работе. Если вы согласны, откройте ладони навстречу, если нет – отверните их от меня. (Прием обратной связи “Ладошки”). Спасибо! Надеюсь, вы будете активны на протяжении всего урока.
Ребята, посмотрите на экран, перед вами картинки. Какие ассоциации они вызывают? Определите тему нашего урока.
№ 2 слайд: Пищевые отравления и их предупреждение. Гигиена питания.
Определите цель урока: выяснить виды, причины пищевых отравлений и их профилактику.
Проблема: На тарелке лежат яблоко, яйцо, консервная банка. Что объединяет яйцо, банку и яблоко?
Эту проблему мы будем решать в течение урока.
Эпиграфом нашего урока будет высказывание И.И. Мечникова:
Как вы понимаете это высказывание? Молодцы, вы сами определили тему, цель и проблему урока.
- Проверка домашнего задания:
Какова тема вашего домашнего задания? Проверяем его. - Объясните особенности правильного питания детей и подростков.
- Установите последовательность прохождения пищи по пищеварительному каналу, начиная с момента ее попадания в ротовую полость. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1 толстая кишка
6 ротовая полость
Второй ученик: – работает за компьютером.
– Назовите болезни, связанные с недостатком витаминов А и С, укажите симптомы.
– Комментируем ответы, оцениваем!
Обобщение: Действительно, правильное питание детей и подростков – залог здоровья.
– Проведите луч в своих тетрадях, разделите его на 10 частей.
– Посмотрите на тему урока, оцените свои знания по теме, отметьте на луче.
Посмотрите текст параграфа 41. Подумайте, что будет включать схема изучения нового материала? (Пищевые отравления, природа пищевых отравлений, немикробная и микробная природа, кишечные инфекции).
1 группа – первый ряд, учащиеся составляют схему пищевых отравлений немикробной природы.
2 группа – второй ряд, учащиеся составляют схему пищевых отравлений микробной природы.
3 группа – третий ряд, учащиеся составляют схему острых кишечных инфекций.
У нас в гостях врачи: заведующий поликлиникой, терапевт, инфекционист, гигиенист. Они расскажут вам о пищевых отравлениях разной природы и профилактике инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Каждый трудится над составлением схемы по заданию учителя.
– Предоставляем микрофон гостям (выступления).
Спасибо, уважаемые доктора! Вы помогли нам разобраться с изучением данных вопросов. Можете занять свои места.
А) – Продолжаем работать над составлением схем по заданиям групп, используя текст параграфа и дополнительную литературу, которая у вас на столах.
Б) – самостоятельная работа (в парах) – заполнение таблицы на листах. Пододвиньте листы с таблицей, работаем на листах, обсуждаем, заполняем.
– Посмотрите фрагмент фильма – заполните таблицу вместе, работая в парах. Учащиеся первого ряда заполняют таблицу на листах – ботулизм, второго – сальмонеллез, третьего – дизентерия. Обсудите и подготовьте информацию.
Заполнение таблицы по группам:
Ботулизм (1 группа):
Головные боли, тошнота, рвота, боли в желудке, расстройство зрения, паралич шейных и дыхательных мышц.
Мытье рук, овощей и фруктов, соблюдение личной гигиены.
Высокая температура, боль в желудке, частый стул, тошнота и рвота.
Зараженные продукты: яйца, молоко, молочные продукты. Источник инфекции – домашняя птица, КРС, кошки, собаки.
Кипячение продуктов (молоко), соблюдение личной гигиены.
Дизентерия (3 группа):
Боли в мышцах и суставах, головная боль, боли в животе (левая сторона).
Зараженные продукты питания, вода. Переносчиками инфекции могут быть мухи.
Содержание в чистоте выгребных ям, соблюдение личной гигиены, санитарии в помещениях.
- Перед вами лежат продукты (на столе консервная банка, яблоко, стакан воды и куриное яйцо).
- Как вы думаете, что их объединяет? Вы готовы дать ответ?
Какие проблемы могут вызвать в организме человека.
1) Консервная банка (микробная природа):
Следует проявлять осторожность с консервированными продуктами, так как в них могут содержаться бактерии ботулизма. На что обращаем внимание при выборе консервов? (Срок годности, нет ли вздутия). Это тяжелое отравление бактериальной природы, микробная природа пищевого отравления.
2) Яйцо (острые кишечные инфекции):
Может стать причиной сальмонеллеза и брюшного тифа. Заражение происходит чаще в летнее-осеннее время через зараженные продукты (яйца, мясо, молоко). Что делать? (Варить, жарить, мыть руки).
3) Грязное яблоко (острые кишечные инфекции):
Оно, конечно, не отравленное, как в сказке о мертвой царевне, но может вызвать неприятное заболевание – дизентерию. Ее еще называют “болезнью грязных рук”. Что делать? (Мыть фрукты, посуду, руки). Молодцы.
Что же объединяет: банку, яблоко, яйцо?
1. Какой природы встречаются пищевые отравления?
– Как вы понимаете пищевое отравление?
– Давайте дадим научное определение пищевому отравлению, используя дополнительные источники.
– Из дополнительных источников найдите и зачитайте точное определение пищевому отравлению: острые, редко хронические заболевания, возникающие в результате употребления пищи, массивно обсемененной болезнетворными микроорганизмами и их токсинами.
Мини-вывод: Пищевое отравление и нежелательные последствия можно предупредить, выполняя правила и гигиену питания.
Сегодня человека беспокоит глобальная проблема: как нужно питаться без риска? По данным Научно-исследовательского института питания РАМН, в России лишний вес имеют около 60 процентов женщин и 50 процентов мужчин старше 30 лет. Неправильное питание и ожирение являются причиной множества заболеваний, сокращающих жизнь в среднем на 10 лет и даже приводящих к смерти. Есть и другая сторона медали – чрезмерная худоба. От истощения страдают не меньше, а умирают еще раньше, чем от ожирения. Прямая зависимость между нашим питанием и развитием серьезных заболеваний прослеживается в 60-70 процентах случаев.
Давайте постараемся найти главные причины случившегося.
Главная причина – еда, неправильное питание, отсутствие режима. Как вы понимаете последние слова сценки?
Какой вывод вы сделали для себя?
– Я считаю, все заболевания от незнания. Сегодня мы попробуем разобраться в этой проблеме.
– Как вы думаете, помогут знания о процессах пищеварения сохранить наше здоровье?
По гигиене питания учащихся МБОУ СОШ № 5 и гостей.
Из перечня рекомендаций выберите правильные и обозначьте на листе знаком +, неправильные – знаком -.
Выполняем задание, работаем в парах, обсуждаем и озвучиваем решение.
1) Употребление йогуртов и обезжиренного молока;
2) Быстрое питание;
3) Мытье рук перед едой;
4) Ограничение овощей и фруктов;
5) Обращение на срок годности продуктов;
6) Проявлять осторожность с консервированными продуктами;
7) Ужинать за 1,5 часа до сна;
8) Не ограничивать сладости;
9) Употребление рыбы и птицы;
10) Хранить готовые и сырые продукты раздельно;
11) Употреблять пищу без термической обработки;
12) Утром лучше не завтракать.
Озвучьте номера заданий с +:
1) Питайся разнообразной пищей.
2) Меньше ешь сладостей, они угнетают отделение желудочного сока.
3) Не перенасыщайте себя жирной пищей.
4) Всегда полезны овощи и фрукты.
5) Старайтесь есть в одно и то же время.
6) Пить лучше обычную воду.
7) Перед едой мойте руки.
8) Ешьте только из чистой посуды.
- Задания ОГЭ и ЕГЭ – работа в парах и мини-группах, обсуждаем, решаем.
- Установите соответствие между отделом пищеварительного канала и процессом пищеварения, который в нем происходит.
Отделы пищеварительного канала:
А) механическая обработка пищи
Б) первичное расщепление углеводов
В) уничтожение микроорганизмов соляной кислотой
Г) переваривание белков
Д) образование пепсина
Е) склеивание пищи в комок
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Эксперты в области здравоохранения подчеркивают важность осведомленности о пищевых отравлениях и мерах их предупреждения. Они отмечают, что большинство случаев отравлений связано с неправильным хранением и приготовлением продуктов. Специалисты рекомендуют соблюдать основные правила гигиены: мыть руки перед едой, тщательно обрабатывать мясо и рыбу, а также следить за сроками годности продуктов. Важным аспектом является также обучение населения, особенно детей, основам безопасного обращения с пищей. Эксперты считают, что регулярные занятия в школах по данной теме помогут снизить риск отравлений. Кроме того, они акцентируют внимание на необходимости информирования о симптомах отравления и действиях в экстренных ситуациях. Таким образом, комплексный подход к обучению и профилактике может значительно снизить количество случаев пищевых отравлений.
Практические занятия по оказанию первой помощи при пищевых отравлениях
Практические занятия по оказанию первой помощи при пищевых отравлениях являются важной частью образовательного процесса, направленного на формирование у учащихся навыков, необходимых для быстрого и эффективного реагирования в экстренных ситуациях. Эти занятия помогают не только усвоить теоретические знания, но и развить практические умения, которые могут спасти жизнь.
В рамках практических занятий следует рассмотреть несколько ключевых аспектов:
- Определение симптомов пищевого отравления: Учащиеся должны научиться распознавать основные симптомы, такие как тошнота, рвота, диарея, боли в животе, головокружение и общая слабость. Важно понимать, что симптомы могут варьироваться в зависимости от типа отравляющего вещества.
- Оценка состояния пострадавшего: Учащиеся должны научиться проводить первичную оценку состояния пострадавшего, включая проверку сознания, дыхания и пульса. Это поможет определить, насколько срочной является необходимая помощь.
- Принципы первой помощи: Важно объяснить учащимся основные принципы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Это включает в себя обеспечение покоя пострадавшему, вызов скорой помощи, если состояние требует этого, а также использование доступных средств для облегчения состояния (например, обильное питье для предотвращения обезвоживания).
- Методы промывания желудка: В некоторых случаях может потребоваться промывание желудка. Учащиеся должны знать, что это должно проводиться только в условиях медицинского учреждения и под контролем специалистов. Однако важно обсудить, какие действия можно предпринять до приезда скорой помощи.
- Использование активированного угля: Обучение правильному применению активированного угля как средства для адсорбции токсинов в случае отравления. Учащиеся должны понимать, когда и как его применять, а также возможные противопоказания.
- Психологическая поддержка: Важно также обучить учащихся оказывать психологическую поддержку пострадавшему. Стресс и паника могут усугубить состояние, поэтому умение успокоить человека и объяснить ему, что помощь уже в пути, имеет большое значение.
Практические занятия могут включать ролевые игры, где учащиеся будут разыгрывать сценарии, связанные с пищевыми отравлениями. Это поможет им не только закрепить теоретические знания, но и развить уверенность в своих действиях в реальных ситуациях. Также полезно использовать манекены для отработки навыков сердечно-легочной реанимации и других необходимых действий.
В заключение, практические занятия по оказанию первой помощи при пищевых отравлениях играют ключевую роль в подготовке учащихся к экстренным ситуациям. Обучение должно быть систематическим и включать как теоретические, так и практические элементы, чтобы обеспечить максимальную готовность к действию в случае необходимости.
Вид пищевого отравления | Причины возникновения | Меры профилактики |
---|---|---|
Бактериальные | Употребление продуктов, зараженных патогенными бактериями (сальмонелла, стафилококк, кишечная палочка) | Соблюдение правил гигиены при приготовлении пищи, термическая обработка продуктов, правильное хранение продуктов, избегание употребления просроченных продуктов |
Вирусные | Употребление продуктов, зараженных вирусами (норовирус, ротавирус) | Мытье рук перед едой и после посещения туалета, тщательное мытье фруктов и овощей, избегание контакта с больными людьми |
Токсикоинфекции | Употребление продуктов, содержащих токсины, выделяемые бактериями (ботулизм, стафилококковый энтеротоксикоз) | Правильная консервация продуктов, избегание употребления вздутых консервов, тщательная термическая обработка мяса и рыбы |
Химические | Употребление продуктов, загрязненных химическими веществами (пестициды, нитраты, тяжелые металлы) | Покупка продуктов у проверенных поставщиков, тщательное мытье фруктов и овощей, избегание употребления продуктов с неестественным запахом или цветом |
Грибковые | Употребление ядовитых грибов или продуктов, зараженных токсинами плесневых грибов | Сбор грибов только опытными грибниками, избегание употребления незнакомых грибов, правильное хранение грибов, выбрасывание заплесневелых продуктов |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о пищевых отравлениях и их предупреждении:
-
Микробиологические причины: По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 600 миллионов человек в мире ежегодно заболевают пищевыми отравлениями, и более 230 тысяч из них умирают. Основными виновниками являются бактерии, такие как Salmonella, E. coli и Listeria, которые могут размножаться в продуктах питания при неправильном хранении или приготовлении.
-
Симптомы и время проявления: Симптомы пищевых отравлений могут проявляться через несколько часов или даже дней после употребления зараженной пищи. Это может затруднить определение источника отравления. Наиболее распространенные симптомы включают тошноту, рвоту, диарею и боли в животе.
-
Простые меры предосторожности: Для предотвращения пищевых отравлений достаточно соблюдать несколько простых правил: мыть руки перед приготовлением пищи, тщательно готовить мясо и рыбу, хранить продукты при правильной температуре и избегать перекрестного загрязнения (например, используя разные доски для сырого мяса и овощей). Эти меры могут значительно снизить риск отравления.
Вопрос-ответ
Что такое пищевое отравление и какие его основные симптомы?
Пищевое отравление — это заболевание, вызванное употреблением пищи или напитков, содержащих токсичные вещества, бактерии или вирусы. Основные симптомы включают тошноту, рвоту, диарею, боли в животе и иногда лихорадку. Симптомы могут проявляться в течение нескольких часов или дней после употребления contaminated food.
Как можно предотвратить пищевые отравления в домашних условиях?
Для предотвращения пищевых отравлений важно соблюдать правила гигиены: мыть руки перед приготовлением пищи, тщательно мыть овощи и фрукты, правильно хранить продукты (в холодильнике или морозильной камере), а также готовить пищу при достаточной температуре. Также стоит избегать употребления просроченных или неправильно хранящихся продуктов.
Какие группы людей наиболее подвержены риску пищевых отравлений?
Наиболее уязвимыми к пищевым отравлениям являются дети, пожилые люди, беременные женщины и люди с ослабленной иммунной системой. У них риск развития серьезных осложнений выше, поэтому им следует особенно внимательно относиться к выбору и приготовлению пищи.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные признаки пищевых отравлений, такие как тошнота, рвота, диарея и боли в животе. Знание симптомов поможет вам быстрее распознать проблему и обратиться за медицинской помощью.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на правила хранения и приготовления продуктов. Соблюдайте температурный режим, не оставляйте скоропортящиеся продукты при комнатной температуре и тщательно мойте овощи и фрукты перед употреблением.
СОВЕТ №3
Регулярно проверяйте сроки годности продуктов и не употребляйте просроченные товары. Даже если продукт выглядит нормально, его употребление может привести к серьезным последствиям для здоровья.
СОВЕТ №4
Обучите своих близких основам безопасного обращения с пищей. Расскажите им о важности мытья рук перед едой и после работы с сырыми продуктами, чтобы снизить риск пищевых отравлений в семье.