Психоанализ — метод психотерапии, который помогает понять человеческую психику и лечить психические расстройства. В статье рассмотрим основные принципы работы психоаналитика, его подходы к лечению и эффективность используемых методов. Эти аспекты помогут читателям оценить значимость психоанализа и его влияние на психическое здоровье и качество жизни.
История
Идея психоанализа впервые привлекла серьезное внимание Зигмунда Фрейда, который разработал свою теорию в Вене в 1890-х годах. Фрейд, будучи неврологом, искал эффективные методы лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. В процессе работы консультантом в детской больнице он заметил, что у многих афатических детей не было явных органических причин их недугов. Это наблюдение побудило его написать монографию на данную тему.
В 1885 году Фрейд получил грант для обучения у Ж.М. Шарко, известного невролога, в Сальпетриере в Париже. Там он изучал клинические наблюдения Шарко, особенно в области истерии, паралича и анестезии. Шарко использовал гипноз как экспериментальный инструмент и разработал фотографическое представление клинических симптомов.
Первая теория Фрейда, объясняющая истерические симптомы, была представлена в его работе 1895 года «Исследования истерии», написанной в соавторстве с его наставником, выдающимся врачом Брейером. Этот труд считается началом психоанализа. Основой для работы послужил случай пациентки Б. Паппенхайм, известной под псевдонимом «Анна О.». Она сама называла свое лечение «разговорным».
Брейер утверждал, что множество факторов могут приводить к таким симптомам, включая различные виды эмоциональных травм. Фрейд же настаивал на том, что истерические симптомы возникают из-за подавленных воспоминаний о тревожных событиях, которые почти всегда имеют прямые или косвенные сексуальные ассоциации.
Примерно в то же время он пытался создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, от которой вскоре отказался. Эта теория осталась неопубликованной при его жизни.
В 1896 году была опубликована так называемая «теория соблазнения» Фрейда, в которой он предположил, что истерические симптомы имеют свои корни в сексуальных возбуждениях в младенческом возрасте. Он также утверждал, что у всех своих пациентов обнаружил подавленные воспоминания о случаях сексуального насилия. Однако в 1898 году он в частном разговоре с другом и коллегой В. Флиссом признался, что больше не верит в свою теорию, хотя публично не заявлял об этом до 1906 года. В 1896 году он отметил, что у его пациентов «не было ощущения запоминания инфантильных сексуальных сцен» и уверял, что «категорически не верит в них». Тем не менее, в более поздних источниках он утверждал, что пациенты сами говорили ему о сексуальном насилии в детстве.
Эта информация стала общепризнанным историческим фактом, пока не была оспорена несколькими учениками Фрейда во второй половине XX века, которые утверждали, что он представил предвзятые мнения о своих пациентах. Тем не менее, опираясь на заявления о том, что пациенты сообщали о детском опыте сексуальных надругательств, Фрейд позже утверждал, что его клинические результаты в середине 1890-х годов предоставили доказательства возникновения бессознательных фантазий, которые якобы скрывали воспоминания о детской мастурбации. Позже он использовал эти выводы как доказательство для концепции Эдипова комплекса.
К 1900 году Фрейд предположил, что сны имеют символическое значение, которое чаще всего индивидуально для сновидца. Он сформулировал вторую психологическую теорию о том, что бессознательное представляет собой «первичный процесс», состоящий из символических и конденсированных мыслей, и «вторичный процесс» — логических, сознательных мыслей. Эта теория была опубликована в его книге 1900 года «Толкование снов». В седьмой главе он повторил ранние идеи из своего «Проекта» и изложил свою «Топографическую теорию». Согласно этой теории, неприемлемые сексуальные желания подавляются в «систему бессознательного». Это подавление, вызванное осуждением общества добрачной сексуальной активности, создает беспокойство.
Эта «топографическая теория» по-прежнему популярна в большинстве стран Европы, хотя в Северной Америке она находится в опале. В 1905 году Фрейд опубликовал «Три эссе по теории сексуальности», в которых изложил свои идеи о психосексуальных фазах: оральной (0-2 года), анальной (2-4 года), фаллически-эдипальной (3-6 лет), скрытой сексуальности (6 лет до полового созревания) и зрелой генитальной (половое созревание и далее).
В его ранних формулировках содержалась идея о том, что сексуальные желания подавляются в бессознательном состоянии из-за социальных ограничений, и что энергия этих подавленных желаний может проявляться в виде беспокойства или физических симптомов. Таким образом, были разработаны ранние методы лечения, включая гипноз и эмоциональное реагирование, чтобы сделать бессознательное сознательным, снижая давление и возникающие симптомы.
В работе «О нарциссизме» (1915 год) Фрейд обратил внимание на нарциссизм. Он выделил разницу между энергией, направленной на себя, и энергией, направленной на других, называемой энергетическим зарядом. В 1917 году в «Скорби и меланхолии» он предположил, что в некоторых случаях депрессия может быть вызвана перенаправлением гнева от комплекса вины на себя. В 1919 году в работе «Младенца избивают» он начал рассматривать проблемы саморазрушительного поведения (моральный мазохизм) и откровенного сексуального мазохизма.
Основываясь на своем опыте работы с депрессивными и склонными к суициду пациентами, а также размышляя о бойнях Первой мировой войны, Фрейд пришел к выводу, что недостаточно рассматривать только устные и сексуальные мотивы поведения. К 1920 году он начал исследовать силу идентификации (с лидером и другими членами группы) как мотивацию поведения (групповая психология и анализ Эго). В том же году он предложил свою «теорию сексуальности и агрессии» как двойную мотивацию в книге «По ту сторону принципа удовольствия», чтобы объяснить человеческую деструктивность. Это стало первым появлением его «структурной теории», включающей три новых понятия: ид, эго и суперэго.
Три года спустя он обобщил эти идеи в книге «Эго и Ид». Фрейд пересмотрел всю теорию психического функционирования, теперь считая, что подавление — это лишь один из многих механизмов защиты, который возникает для снижения беспокойства. Таким образом, он охарактеризовал подавление как причину и следствие тревоги. В 1926 году в книге «Торможение, симптом и тревога» Фрейд описал, как интрапсихический конфликт между мотивацией и суперэго (желание и чувство вины) вызывает беспокойство, и как это беспокойство может привести к торможению психических функций, таких как интеллект и речь.
Эта книга была написана в ответ на Отто Ранка, который в 1924 году опубликовал работу «Травма рождения», анализируя, как искусство, религия, миф, терапия и философия освещаются страхом разлуки в «фазе до развития эдипова комплекса». Однако теории Фрейда не включают такой фазы. Согласно Фрейду, эдипов комплекс был в центре невроза и являлся основополагающим источником всего искусства, религии, мифов, терапии, философии и, в конечном итоге, всей культуры и цивилизации человечества. Таким образом, впервые кто-то из внутреннего круга охарактеризовал нечто иное, помимо Эдипова комплекса, как вклад в интрапсихическое развитие, что было отвергнуто Фрейдом и его последователями того времени.
К 1936 году «Принцип множественной функции» был разъяснен Р. Уэлдером. Он расширил формулировку, согласно которой психологические симптомы вызваны конфликтом и одновременно его высвобождают. Кроме того, симптомы, такие как фобии и компульсии, представляют элементы сексуального и/или агрессивного желания, суперэго, беспокойства, реальности и защиты. В 1936 году дочь Фрейда, Анна, опубликовала свою основополагающую работу «Эго и механизмы защиты», в которой изложила многочисленные способы, с помощью которых ум может скрывать расстраивающие вещи от сознания.
Когда власть Гитлера усилилась, семья Фрейда и многие его коллеги эмигрировали в Лондон. В течение года Фрейд скончался. В США после его смерти новая группа психоаналитиков занялась исследованиями функций эго. Под руководством Х. Хартмана, Криса, Раппапорта и Левенштейна группа сосредоточилась на понимании синтетической функции эго как посредника в психическом функционировании. Хартман, в частности, проводил различия между автономными функциями эго (например, память и интеллект, которые могут вторично пострадать в результате конфликта) и синтетическими функциями, которые являются результатом компромиссного образования.
Эти «Эго-психологи» 1950-х годов проложили путь для фокусировки аналитической работы на изучении защиты (опосредованное эго), прежде чем углубляться в корни бессознательных конфликтов. Кроме того, в то время возрос интерес к детскому психоанализу. Хотя психоанализ подвергался критике с момента своего возникновения, его использовали как инструмент исследования в развитии детей, и он по-прежнему применяется для лечения некоторых психических расстройств. Ранние идеи Фрейда о развитии детской женской сексуальности были оспорены в 1960-х годах. Эти споры привели к разработке различных пониманий женского полового развития, и благодаря многим из них изменились сроки и нормы определенных теорий Фрейда, которые были основаны на лечении женщин с психическими нарушениями. Ряд исследователей продолжили исследования К. Хорни о влиянии общества на развитие женщин.
Психоаналитики играют важную роль в психотерапии, основываясь на глубоком понимании человеческой психики и бессознательных процессов. Специалисты отмечают, что основой работы психоаналитика является создание безопасного пространства для пациента, где он может свободно выражать свои мысли и чувства. Это позволяет выявить корни эмоциональных проблем и конфликтов, часто уходящих в детство. Эффективность психоанализа, по мнению специалистов, заключается в его способности не только облегчать симптомы, но и способствовать глубокому самопознанию и личностному росту. Многие пациенты отмечают значительное улучшение качества жизни после прохождения курса терапии. Однако врачи предупреждают, что процесс может быть длительным и требует активного участия как терапевта, так и пациента. В конечном итоге, психоанализ остается одним из наиболее глубоких и проникающих методов работы с психическими расстройствами.
Психоанализ, как метод терапии, продолжает вызывать интерес у специалистов в области психического здоровья. Эксперты отмечают, что основа работы психоаналитика заключается в глубоком понимании бессознательных процессов, которые влияют на поведение и эмоции пациента. Этот подход позволяет выявить корни психологических проблем, что делает лечение более целенаправленным и эффективным.
Исследования показывают, что длительная терапия, основанная на психоаналитических принципах, может значительно улучшить качество жизни пациентов, помогая им справляться с тревожностью, депрессией и межличностными конфликтами. Однако эксперты подчеркивают, что эффективность лечения во многом зависит от качества взаимодействия между психоаналитиком и пациентом, а также от готовности последнего к глубокому самоанализу. Таким образом, психоанализ остается важным инструментом в арсенале психотерапевтов, предлагая уникальный взгляд на внутренний мир человека.
Видео о психоаналитике
Аспект | Описание | Эффективность |
---|---|---|
Основа работы | Исследование бессознательных процессов, конфликтов и травм, влияющих на поведение и эмоциональное состояние. Использование свободных ассоциаций, анализа сновидений, переноса и контрпереноса. | Помогает выявить глубинные причины проблем, осознать их и начать работу над изменением. |
Лечение | Длительный процесс, направленный на проработку бессознательных конфликтов, развитие самопонимания и формирование новых, более адаптивных способов реагирования. | Уменьшение симптомов, улучшение межличностных отношений, повышение самооценки, развитие личностного роста. |
Эффективность | Доказана в лечении широкого спектра психических расстройств (депрессия, тревожные расстройства, расстройства личности), а также в улучшении качества жизни и самопознания. | Долгосрочные результаты, устойчивые изменения в личности и поведении, снижение вероятности рецидивов. |
Интересные факты
Вот несколько интересных фактов о психоанализе и работе психоаналитиков:
-
Исторические корни: Психоанализ был основан Зигмундом Фрейдом в конце XIX века. Он разработал теорию, согласно которой бессознательные процессы влияют на поведение и эмоции человека. Фрейд ввел такие концепции, как “ид”, “эго” и “суперэго”, которые до сих пор используются в психоаналитической практике.
-
Долгосрочная терапия: Психоаналитическая терапия часто требует длительного времени — от нескольких месяцев до нескольких лет. Это связано с тем, что терапевт помогает клиенту глубже понять свои бессознательные конфликты и паттерны поведения, что требует времени и постоянного анализа.
-
Эффективность и исследования: Исследования показывают, что психоаналитическая терапия может быть эффективной для лечения различных психических расстройств, включая депрессию и тревожные расстройства. Некоторые мета-анализы указывают на то, что результаты психоанализа могут быть сопоставимы с результатами когнитивно-поведенческой терапии, особенно в долгосрочной перспективе.
Теории
Преобладающие теории психоанализа можно сгруппировать в несколько теоретических направлений. Несмотря на существующие различия, большинство из них акцентируют внимание на влиянии бессознательных процессов на сознание. Также было проведено много исследований, направленных на объединение противоречивых теорий. Как и в других областях медицины, в психоанализе постоянно возникают споры о конкретных причинах различных синдромов и о наиболее эффективных методах лечения.
В XXI веке идеи психоанализа активно проникают в западную культуру, особенно в сферах детского здравоохранения, образования, литературоведения, культурологии и психического здоровья, включая психотерапию. Хотя существуют ключевые аналитические концепции, некоторые группы придерживаются учений одного или нескольких поздних теоретиков. Идеи психоанализа также находят применение в определенных формах литературного анализа, таких как архетипическая критика.
Топографическая
Топографическая теория, впервые описанная Фрейдом в «Толковании сновидений» (1900), предполагает, что психический аппарат можно разделить на три системы: сознательное, предсознательное и бессознательное. Эти системы не являются анатомическими структурами мозга, а представляют собой психические процессы. Хотя Фрейд придерживался этой теории на протяжении всей своей жизни, позже она была во многом заменена структурной теорией. Тем не менее, топографическая теория продолжает оставаться одной из метапсихологических точек зрения, используемых для описания функционирования ума в классическом психоанализе.
Структурная
Структурная теория делит психику на три компонента: ид, эго и суперэго. Ид, присутствующий с момента рождения, служит хранилищем базовых инстинктов, которые Фрейд называл стимулами. Он неорганизован и бессознателен, действуя исключительно на «принципе удовольствия», без учета реалий. Эго, развивающееся медленно, становится посредником между импульсами ид и внешним миром, действуя на «принципе реальности». Суперэго формируется как часть эго, развивая самонаблюдение, самокритику и другие рефлексивные способности. Эго и суперэго частично находятся в сознании, частично в бессознательном.
Эгопсихология
Эгопсихология была впервые предложена Фрейдом в книге «Торможение, симптом и тревога» (1926) и уточнена Хартманом, Левенштейном и Крисом в ряде статей и книг с 1939 по конец 1960-х годов. Эта концепция включает в себя определения автономных функций эго, которые не зависят от интрапсихического конфликта. К таким функциям относятся:
- чувственное восприятие,
- двигательный контроль,
- символическое мышление,
- логическое мышление,
- речь,
- интеграция,
- абстракция,
- концентрация,
- ориентация,
- тестирование реальности,
- суждение об опасности,
- адаптивная способность,
- процесс принятия решений,
- гигиена,
- самосохранение.
Фрейд полагал, что подавление — это один из способов, которыми ум может препятствовать выполнению этих функций, чтобы избежать болезненных эмоций. В 1950-х годах Хартманн отметил, что могут возникать задержки или дефициты в этих функциях.
В 1964 году Фрош описал различия у людей, которые демонстрировали проблемы в отношениях, но при этом могли проверять это. Дефицит способности к организации мыслей иногда называют блокирующими или свободными ассоциациями (по Блейлеру), что характерно для шизофрении. Дефицит абстракции и самосохранения также может указывать на психоз у взрослых. Дефицит ориентации и сенсорного восприятия часто свидетельствует о медицинских заболеваниях, влияющих на мозг и, следовательно, на автономные функции эго. Обычно дефицит некоторых функций эго наблюдается у детей, подвергшихся сексуальному насилию или физическому насилию, где мощные эффекты детства, кажется, подрывают функциональное развитие.
Согласно эгопсихологии, сильные стороны эго, описанные Кернбергом (1975), включают:
- контроль над оральными, сексуальными и деструктивными импульсами;
- способность переносить болезненные эмоции без разрушения;
- предотвращение появления в сознании странных символических фантазий.
В отличие от автономных, синтетические функции развиваются в процессе формирования эго и служат для управления конфликтами. Защитные механизмы входят в число синтетических функций, которые защищают сознание от осознания запретных импульсов и мыслей.
Одна из целей эгопсихологии заключается в том, чтобы подчеркнуть, что некоторые психические функции могут рассматриваться как основные, а не производные от желаний или защитных механизмов. Тем не менее, из-за бессознательных конфликтов автономные функции эго могут быть вторично затронуты. Например, пациент может испытывать истерическую амнезию (память является автономной функцией) из-за интрапсихического конфликта, когда он не хочет вспоминать что-то, так как это слишком болезненно.
В совокупности вышеупомянутые теории представляют собой группу метапсихологических предположений. Таким образом, объединение различных классических теорий дает возможность взглянуть на человеческое мышление с разных сторон. Существует шесть «точек зрения», пять из которых описаны Фрейдом, а шестая добавлена Хартманом. Поэтому бессознательные процессы могут быть оценены с каждой из этих шести точек зрения:
- топографическая;
- динамическая (теория конфликта);
- экономическая (теория потока энергии);
- структурная;
- генетическая (вопросы, касающиеся происхождения и развития психических функций);
- адаптивная (психологические явления в контексте внешнего мира).
Современная теория конфликта
Современная теория конфликта, являющаяся вариацией эгопсихологии, представляет собой пересмотренную версию структурной теории, заметно отличающуюся изменением концепций, связанных с местом хранения подавленных мыслей (Фрейд, 1923, 1926). Эта теория сосредоточена на том, как эмоциональные симптомы и черты характера представляют собой сложные решения психического конфликта. Она не использует понятия фиксированного ид, эго и суперэго, а вместо этого постулирует наличие сознательных и бессознательных конфликтов между желаниями (зависимость, контроль, сексуальность и агрессия), чувством вины и стыда, эмоциями (особенно тревогой и депрессивным аффектом) и защитными механизмами, которые скрывают от сознания определенные аспекты других. Кроме того, здоровое функционирование (адаптивное) также определяется, в значительной степени, решениями конфликтов.
Одной из основных задач современной теории конфликтов является изменение баланса конфликтов у пациента, чтобы сделать менее адаптивные решения (также называемые «компромиссными образованиями») осознанными, что позволяет переосмыслить их и найти более адаптивные решения.
Теория объектных отношений
Теория объектных отношений стремится объяснить взлеты и падения человеческих отношений через изучение того, как организованы внутренние представления о себе и других. Клинические симптомы, указывающие на проблемы в объектных отношениях (как правило, задержки в развитии на протяжении жизни), включают нарушения способности человека чувствовать тепло, сочувствие, доверие, безопасность, последовательную эмоциональную близость, стабильность личности и стабильность в отношениях с другими важными людьми. Например, не рекомендуется доверять всем.
Основные концепции, касающиеся внутренних представлений (иногда называемых «самоанализом», «представлениями о себе и объекте» или «интернализацией себя и других»), были впервые упомянуты Фрейдом в его ранних работах по теории стимулов («Три эссе по теории сексуальности», 1905). Например, в статье 1917 года «Траур и меланхолия» он выдвинул гипотезу о том, что неразрешенное горе вызвано интернализированным образом умершего, который сливается с образом выжившего, и затем выживший переносит неприемлемый гнев по отношению к умершему на свой комплексный самообраз.
В. Волкан в работе «Соединение объектов и соединение явлений» расширил идеи Фрейда, описывая синдромы «установившегося патологического траура» и «реактивной депрессии» на основе аналогичной динамики. Гипотезы М. Кляйн о интернализации в течение первого года жизни, приводящей к параноидной и депрессивной позициям, были оспорены Р. Спитцом. В своей книге 1965 года «Первый год жизни» он разделил этот период на коэстетический этап первых шести месяцев и диакритическую фазу второго полугодия. М. Малер («Психологическое рождение человеческого младенца», 1975) и ее группа в Нью-Йорке и Филадельфии описали различные фазы и подфазы развития ребенка, ведущие к «сепарации-индивидуации» в первые три года жизни. Она подчеркивала важность постоянства родительских фигур в условиях разрушительной детской агрессии для интернализации ребенка, стабильности контроля влияния и способности развивать здоровую автономию.
Д. Фрош, О. Кернберг, С. Ахтар и Ш. Бах разработали теорию постоянства себя и объекта и ее влияние на психические расстройства взрослых, такие как психоз и пограничные состояния. П. Блос в книге «О подростках» (1960) описал, как аналогичная борьба за сепарацию и индивидуализацию происходит в подростковом возрасте, но с другим исходом, чем в первые три года жизни: подросток, как правило, в конечном итоге покидает дом родителей (что варьируется в зависимости от культуры). В подростковом возрасте Э. Эриксон (1950-1960-е) описал «кризис идентичности», который включает тревогу диффузии идентичности. Чтобы взрослый человек мог испытать «Тепло-ТЭДССИБС» (теплота, эмпатия, доверие, связующая среда по Винникотту, идентичность, близость, стабильность) в отношениях (Блекмэн, «101 защита: как разум закрывает себя», 2001), подросток должен решить проблемы, связанные с идентичностью, и переосмыслить себя и постоянство объекта.
Эгопсихология
Эгопсихология акцентирует внимание на развитии стабильного и комплексного ощущения себя через эмпатические контакты с другими людьми, где первичные значимые другие воспринимаются как «самообъекты». Самообъекты соответствуют потребностям развивающегося «я» для отражения, идеализации и близости, тем самым укрепляя развивающееся «я». Процесс лечения проходит через «трансмутирующие интернализации», в ходе которых пациент постепенно усваивает функции самообъекта, предложенные терапевтом. Первоначально эгопсихология была предложена Х. Кохутом, а затем развивалась благодаря А. Голдбергу, Ф. Лахману, П. и А. Орнштейнам, М. Толпену и другим.
Лакан и его психоанализ
Психоанализ Лакана, который объединяет психоанализ со структурной лингвистикой и философией Гегеля, стал особенно популярным во Франции и некоторых частях Латинской Америки. Он представляет собой отход от традиционного британского и американского психоанализа, который в основном основывается на эгопсихологии.
В своих семинарах и работах Лакан часто использовал фразу «возвращение к Фрейду», утверждая, что его теории являются продолжением идей Фрейда. Этот подход отличается от теорий Анны Фрейд, эгопсихологии, объектных отношений и концепции «себя». Он также подчеркивал необходимость изучения полного собрания сочинений Фрейда, а не только отдельных его работ. Концепции Лакана касаются «зеркальной стадии», «реального», «мнимого» и «символического», и утверждают, что «бессознательное структурировано как язык».
Несмотря на значительное влияние на психоанализ во Франции и некоторых частях Латинской Америки, идеи Лакана медленно переводились на английский язык, что привело к меньшему влиянию на психоанализ и психотерапию в англоязычном мире. В Великобритании и США его идеи наиболее широко применяются для текстового анализа в литературной теории.
Поскольку его позиция становилась все более критической по отношению к отклонениям от идей Фрейда, часто выделяя конкретные тексты и лекции коллег, Лакан не был допущен к выступлениям в качестве учебного аналитика в IPA (Международная психоаналитическая ассоциация). Это вынудило его открыть собственную школу, чтобы создать институциональную структуру для многих кандидатов, желающих продолжить анализ с ним.
Межличностный психоанализ
Межличностный психоанализ акцентирует внимание на нюансах межличностных взаимодействий, особенно на том, как люди защищают себя от тревоги, устанавливая с другими сговорчивые взаимодействия, и на значении фактического опыта с другими (например, с семьей и сверстниками) как в процессе развития, так и в настоящем. Это контрастирует с акцентом на интрапсихические силы, характерный для классического психоанализа. Межличностная теория была впервые предложена Г.С. Салливаном и далее развивалась Ф. Фромм-Рейхманн, К. Томпсоном, Э. Фроммом и другими, которые внесли свой вклад в основы Белого института Уильяма Элэнсона и межличностный психоанализ в целом.
Культуралистский психоанализ
Некоторые психоаналитики были названы культуралистами из-за того значения, которое они придавали культуре в формировании поведения. Среди них Э. Фромм, К. Хорни и Г.С. Салливан. Они были известны своими конфликтами с ортодоксальными психоаналитиками.
Феминистский психоанализ
Феминистские психоаналитические теории появились ближе ко второй половине XX века в попытке сформулировать женскую, материнскую и сексуальную разницу и развитие с точки зрения женских субъектов. Для Фрейда мужчина является субъектом, а женщина — объектом. В концепциях Фрейда, Винникотта и теории объектных отношений мать структурируется как объект отказа (по Фрейду) и разрушения (по Винникотту) для младенца. Для Лакана «женщина» может либо принять фаллический символ как объект, либо воплощать отсутствие в символическом измерении, что влияет на структуру человеческого субъекта.
Феминистский психоанализ в основном является пост-фрейдистским и пост-лаканианским, с такими теоретиками, как Т. Мой, Д. Копьек, Д. Митчелл, Т. Бреннан и Г. Поллок. Это переосмысление искусства и мифологии в свете французского феминистского психоанализа, половых различий и женского опыта. Французские теоретики, такие как Иригарей, бросают вызов фаллогоцентризму. Б. Эттингер предлагает «матриксиальное» измерение субъекта, учитывающее предродовую стадию (матриксиальная связь) и предлагающее женственно-материнский Эрос, матриксиальный взгляд и первичные фантазии о матери. Д. Бенджамин исследует вопросы о женственности и любви. Феминистский психоанализ информирует и включает половые, девиантные и пост-феминистские теории.
Адаптивная парадигма
«Адаптивная парадигма психотерапии» развилась из работы Р. Лэнгса. Она интерпретирует психический конфликт, прежде всего, с точки зрения сознательной и бессознательной адаптации к реальности. Недавние исследования Лэнгса в определенной степени возвращают к более раннему Фрейду, так как он предпочитает модифицированную версию топографической модели разума (сознательное, предсознательное и бессознательное) структурной модели (ид, эго и суперэго), акцентируя внимание на травме (хотя Лэнгс исследует травмы, связанные со смертью, а не сексуальные травмы). В то же время модель разума Лэнгса отличается от модели Фрейда тем, что он рассматривает разум с точки зрения эволюционных биологических принципов.
Отношенческий психоанализ
Отношенческий психоанализ объединяет межличностный психоанализ с теорией объектных отношений и межсубъектной теорией как критически важными для психического здоровья. Он был внедрен С. Митчеллом. Этот подход подчеркивает, как личность формируется на основе реальных и воображаемых отношений с другими людьми, и как модели этих отношений воспроизводятся в взаимодействии между психоаналитиком и пациентом.
В Нью-Йорке ключевыми сторонниками отношенческого психоанализа стали Л. Эрон, Д. Бенджамин и Э. Харрис. Фонаги и Таргет в Лондоне выдвинули свою точку зрения о необходимости помощи определенным изолированным пациентам для развития способности к «ментализации», связанной с мыслями об отношениях и о себе. В Нью-Йорке Э. Слейд, С. Коутс и Д. Шехтер дополнительно способствовали применению отношенческого психоанализа к лечению взрослых пациентов как родителей, клиническому исследованию ментализации в отношениях родителя и ребенка, а также передачи привязанности и травмы из поколения в поколение.
Межличностно-отношенческий психоанализ
Термин «межличностно-отношенческий психоанализ» часто используется как профессиональная идентификация. Психоаналитики в рамках этого более широкого термина обсуждают, какие именно различия существуют между этими двумя школами, без четкого консенсуса.
Интерсубъективный психоанализ
Термин «интерсубъективность» был введен в психоанализ Д.Э. Этвудом и Р. Столороу в 1984 году. Интерсубъективные подходы акцентируют внимание на том, как взаимосвязи между субъективной точкой зрения пациента и других влияют на развитие личности и терапевтический процесс.
Современный психоанализ
«Современный психоанализ» — это термин, предложенный Х. Спотницем и его коллегами для описания различных теоретических и клинических подходов, направленных на расширение теории Фрейда, чтобы сделать ее применимой к широкому спектру эмоциональных расстройств и расширить возможности лечения патологиям, которые считаются неизлечимыми с помощью классических методов. Вмешательства, основанные на таком подходе, в первую очередь направлены на установление эмоционально-биологической связи с пациентом, а не на стимулирование интеллектуальной проницательности. Эти меры, помимо внутренне ориентированных целей, используются для преодоления сопротивлений, возникающих в клинических условиях. Эта школа психоанализа способствовала возможности профессиональной подготовки студентов в США и других странах. Ее журнал «Современный психоанализ» издается с 1976 года.
Психоанализ как метод терапии вызывает множество мнений и обсуждений. Многие отмечают, что работа с психоаналитиком помогает глубже понять свои внутренние конфликты и эмоциональные проблемы. Этот подход основан на идее, что бессознательные процессы влияют на наше поведение и восприятие мира. Пациенты часто делятся, что длительные сеансы позволяют им осознать корни своих страданий и освободиться от негативных паттернов. Однако не все согласны с длительностью и стоимостью терапии. Некоторые считают, что психоанализ требует слишком много времени и предпочитают более краткосрочные методы. Тем не менее, многие отмечают, что именно глубина анализа и внимание к деталям делают психоанализ уникальным и эффективным инструментом в работе с психическими расстройствами. В конечном итоге эффективность терапии зависит от индивидуальных потребностей и готовности пациента к самопознанию.
Психопатология (психические нарушения)
Различные психозы вовлекают дефицит автономных функций
интеграции (организации) мышления, в способности абстракции, в отношении к
реальности и в проверке реальности. При депрессии с психотическими признаками также
может нарушиться функция самосохранения (иногда при подавляющим депрессивном
влиянии). Из-за интегративного дефицита, часто вызывающего то, что общими
психиатрами называется «свободными ассоциациями», «блокированием», «полетом
идей», «вербигерацией» и «лишением мысли», развитие представлений себя и
объекта также нарушается. Клинически, поэтому, у психотических личностей
проявляются ограничения тепла, эмпатии, доверия, идентичности, близости и/или
стабильности в отношениях (в связи с проблемами с тревогой, слитой с самообъектом).
У пациентов, у которых автономное функции эго остались
нетронутыми, но у которых есть проблемы с объектными отношениями, диагноз часто
попадает в разряд «пограничного». Пограничные пациенты также проявляют дефицит,
часто в контроле импульсов, влияний или фантазий, но способность проверять
действительность остается более или менее нетронутой. Взрослые, которые не
испытывают чувство вины и стыда и развлекаются преступным поведением, как
правило, диагностируются как психопаты, или, в соответствии с DSM-IV-TR,
имеющие антисоциальное расстройство личности.
Паника, конверсии, фобии, компульсивные мысли, мании и
депрессии (по определению аналитиков это «невротические симптомы») как правило,
не вызваны дефицитом функций. Вместо этого, они вызваны интрапсихическими
конфликтами. Конфликты, как правило, среди сексуальных и враждебных агрессивных
желаний, чувством вины и стыда, а также факторами реальности. Конфликты могут
быть сознательными или бессознательными, но создают беспокойство, депрессивный
аффект и гнев. И, наконец, различные элементы контролируются защитными
действиями, по существу запорными механизмами мозга, которые заставляют людей
не знать об этом компоненте конфликта.
«Репрессия» – это
термин для механизма, ограждающего мысли от сознания. «Изоляция аффекта» – это
термин, используемый для механизма, который отключает ощущения от сознания.
Невротические симптомы могут произойти с дефицитом или без дефицита функции,
объектных отношений и сильных сторон эго. Таким образом, нередко можно
встретить обсессивно-компульсивных шизофреников, панических пациентов, у
которых также есть пограничное расстройство личности и т.д.
Происхождение
в детстве
Фрейдистские теории считают, что взрослые проблемы можно
проследить до неразрешенных конфликтов на определенных этапах детства и
отрочества, вызванные фантазиями, вытекающими из собственных побуждений. Фрейд,
на основе данных пациентов, собранных в начале карьеры, предполагал, что
невротические нарушения произошли, когда дети подвергались сексуальному насилию
в детстве ( «теория соблазнения»). Позднее Фрейд сделал заключение, что даже
при жестоком обращении с детьми невротические симптомы были не связаны с ним.
Он считал, что у невротических людей часто были
бессознательные конфликты, которые вовлекают инцестуозные фантазии, вытекающие
из разных стадий развития. Он обнаружил фазу примерно от трех до шести лет
(дошкольные годы, сегодня это «первая генитальная стадия»), которая заполнена
фантазиями о романтических отношениях с обоими родителями. В Вене в начале XX
в. быстро появлялись аргументы в пользу того, что взрослые совращали детей, то
есть сексуальное насилие над детьми было основой невротической болезни. До сих
пор нет полного согласия, хотя современные специалисты признают негативные
последствия сексуального насилия в детстве для психического здоровья.
Многие психоаналитики, которые работают с детьми, изучали
фактические последствия жестокого обращения с детьми, среди которых дефицит эго
и объектных отношений и серьезные невротические конфликты. Эти типы травмы в
детском возрасте и их взрослые последствия обширно исследовались. Изучая факторы
детства, которые запускают развитие невротических симптомов, Фрейд обнаружил
группу факторов, которые, по литературным причинам, он назвал эдиповым
комплексом (на основе пьесы Софокла «Царь Эдип», главный герой которой невольно
убивает своего отца Лая и женится на своей матери Иокасте).
Справедливость эдипова комплекса в настоящее время широко
оспаривается и отвергается. Сокращенный термин «эдипальный», позже развернутый
Д.Д. Сэндлером в «О концепции Суперэго» (1960 г.) и модифицированный Ч.
Бреннером в «Уме в конфликте» (1982 г.), относится к мощным привязанностям,
которые возникают у детей по отношению к родителям в дошкольном возрасте. Такая
привязанность включает сексуальные фантазии с одним (или обоими) родителем, и,
следовательно, конкурентные фантазии в сторону одного (или обоих) родителя. У.
Нагера (1975 г.) особенно хорошо прояснил многие сложности ребенка в эти годы.
«Позитивные» и
«негативные» эдиповы конфликты связаны с гетеросексуальными и гомосексуальными
аспектами, соответственно. И, по-видимому, они возникают в ходе развития
большинства детей. В конце концов, признание развивающимся ребенком
действительности (что на родителе жениться нельзя и что ни один из родителей не
устранит другого) приводят к отождествлениям с родительскими ценностями. Эти
отождествления в целом позволяют создать новый комплекс умственных операций в
отношении ценностей и вины под термином «суперэго». Помимо этого дети «решают»
дошкольные эдиповы конфликты путем направления желаний так, как одобряют
родители («сублимация») и развития в течение школьного возраста («скрытость») сивно-компульсивных
оборонительных маневров (правила, повторяющиеся игры) в соответствии с
возрастом.
Лечение у психоаналитика
Используя разнообразные аналитические и психологические подходы для диагностики психических расстройств, некоторые специалисты полагают, что существуют определенные группы проблем, которые лучше всего поддаются аналитическому лечению, в то время как другие могут более эффективно реагировать на медикаментозную терапию и различные межличностные вмешательства.
Для того чтобы начать лечение у психоаналитика, независимо от характера проблемы, человеку, обращающемуся за помощью, необходимо проявить готовность к анализу. Желающий пройти анализ должен обладать определенными навыками общения и разговора. Кроме того, важно, чтобы у него было доверие и понимание в рамках психоаналитической сессии, или же способности развивать эти качества. Потенциальные пациенты должны пройти предварительный этап лечения, чтобы оценить свою готовность к психоанализу, а психоаналитик смог сформировать психологическую модель для дальнейшей работы.
Психоаналитики в основном занимаются неврозами и истерией. Тем не менее, адаптированные формы психоанализа также применяются при работе с шизофренией и другими психозами или психическими расстройствами. В случаях, когда потенциальный пациент имеет серьезные суицидальные наклонности, может быть предусмотрен более длительный подготовительный этап, иногда с сеансами, включающими двадцатиминутные перерывы. Существуют различные модификации психоаналитической техники, обусловленные индивидуальными особенностями как аналитика, так и пациента.
Наиболее распространенные проблемы, которые можно решать с помощью психоанализа, включают:
- фобии,
- диссоциации,
- принуждения,
- навязчивые идеи,
- приступы тревоги,
- депрессии,
- сексуальные дисфункции,
- широкий спектр проблем в отношениях (например, конфликты в парах, состоящих в отношениях или браке),
- разнообразные проблемы характера (например, болезненная застенчивость, трудоголизм, гиперэмоциональность и другие).
Тот факт, что многие из таких пациентов также демонстрируют указанные выше дефициты, усложняет процесс диагностики и выбора лечения.
Аналитические организации, такие как МПА, APsaA и Европейская Федерация психоаналитической психотерапии, разработали процедуры и модели для индикации и практики психоаналитической терапии для стажеров. Соответствие между аналитиком и пациентом также является важным фактором, который влияет на показания и противопоказания для лечения. Это решение, принимаемое специалистом на основе стандартных показаний и патологии, также в значительной степени зависит от того, насколько хорошо психоаналитик и пациент подходят друг другу. Готовность человека к работе с психоаналитиком в определенный момент времени основывается на желании разобраться в корнях своей проблемы. Тот, кто не готов к анализу, не проявляет интереса к поиску причин своего недуга.
В оценку могут быть включены независимые мнения других аналитиков.
Основным методом психоанализа является интерпретация бессознательных конфликтов пациента, которые мешают его текущему функционированию и вызывают болезненные симптомы, такие как фобии, тревоги, депрессии и принуждения. Стрейчи (1936 г.) подчеркивает, что понимание искаженных представлений пациента о психоаналитике может привести к осознанию того, что могло быть забыто.
В частности, бессознательные враждебные чувства к психоаналитику могут проявляться в символических негативных реакциях на то, что Лэнгс позже назвал «рамкой» терапии – установками, касающимися времени сеансов, оплаты и необходимости говорить. У пациентов, которые делают ошибки, забывают или проявляют другие особенности, связанные с временем, оплатой и разговором, аналитик может обнаружить различные бессознательные «сопротивления» потоку мыслей (иногда называемые свободной ассоциацией).
Когда пациент лежит на диване, а психоаналитик ведет с ним беседу, пациент склонен лучше запоминать, испытывать больше сопротивления и переноса, а также способен реорганизовать свои мысли после достижения понимания – благодаря интерпретациям специалиста. Хотя фантазийная жизнь может быть понята через анализ сновидений, мастурбационные фантазии также играют важную роль. Аналитик интересуется тем, как пациент реагирует на такие фантазии и избегает их. Различные воспоминания о раннем детстве, как правило, искажены, и Фрейд называл их «маскирующими», и, в любом случае, очень ранние переживания (до двухлетнего возраста) могут не вспоминаться.
Существует то, что психоаналитики называют «классической техникой», хотя Фрейд значительно отклонился от нее в зависимости от проблем конкретного пациента. Классическая методика была обобщена А. Комптоном и включает следующие элементы:
- инструкции (побуждение пациента говорить о том, что у него на уме, включая помехи);
- исследования (задавание вопросов);
- уточнения (перефразирование и обобщение того, что описывал пациент).
Кроме того, аналитик может использовать конфронтацию, чтобы обратить внимание на аспекты функционирования, как правило, защитные механизмы пациента.
Аналитик применяет различные методы интерпретации, такие как:
- динамическая интерпретация (объяснение того, как человек становится защитником против вины, например, защитой от аффекта);
- генетическая интерпретация (объяснение влияния прошлого события на настоящее);
- интерпретация переноса (показать пациенту, как старые конфликты возникают в текущих отношениях, включая отношения с аналитиком);
- интерпретация сопротивления (показать пациенту, как он избегает проблем);
- толкование сновидений (изучение мыслей пациента о своих снах и их связи с текущими проблемами).
Психоаналитик также может использовать реконструкцию, чтобы оценить, что могло произойти в прошлом и вызвать текущие проблемы.
Эти методы в основном основаны на теории конфликта. С развитием теории объектных отношений, с дополнениями Боулби, Эйнсворта и Биба, методы работы с пациентами, имеющими серьезные проблемы с базовым доверием (Эриксон, 1950) и историю материнской депривации, привели к новым подходам в лечении взрослых. Эти методы иногда называют межличностными, интерсубъективными, реляционными или методами корректирующих объектных отношений. Они включают:
- выражение эмпатического сонастроя с пациентом или тепла;
- раскрытие пациенту части личной жизни или отношений аналитика;
- разрешение автономии пациента в виде несогласия с аналитиком;
- объяснение мотивов других, которые пациент воспринимает неправильно.
Эгопсихологические концепции дефицита функционирования привели к усовершенствованию поддерживающей терапии. Эти методы особенно актуальны для психотических и почти психотических пациентов. Вспомогательные методы терапии включают:
- обсуждение реальности;
- поощрение к выживанию (включая госпитализацию);
- назначение психотропных препаратов для уменьшения подавляющего депрессивного аффекта или подавляющих фантазий (галлюцинаций и бредовых идей);
- советы о значениях вещей (для противостояния абстрактным неудачам).
Концепция «молчаливого аналитика» подверглась критике. На самом деле, психоаналитик слушает, используя подход Арлоу, изложенный в «Генезисе интерпретации», с активным вмешательством для толкования сопротивления, патологии защиты и фантазий. Молчание не является методом психоанализа. «Аналитическая нейтральность» относится к позиции психоаналитика, который не принимает ничью сторону во внутренней борьбе пациента. Например, если пациент испытывает чувство вины, психоаналитик может исследовать, что именно вызывает это чувство, но не успокаивать пациента, чтобы он не чувствовал себя виноватым. Психоаналитик также может исследовать отношения с родителями и другими, которые привели к возникновению чувства вины.
Межличностно-ориентированные психоаналитики подчеркивают, что быть нейтральным невозможно. Салливан ввел термин «участник-наблюдатель», чтобы указать на то, что психоаналитик неизбежно взаимодействует с анализируемым, и предложил проводить подробный опрос как альтернативу толкованию. В подробном опросе необходимо отметить, где анализируемый упускает важные элементы из виду, когда история запутывается, и задавать осторожные вопросы для открытия диалога.
Хотя индивидуальные сеансы остаются стандартом, психоаналитическая теория была адаптирована для разработки других форм лечения психологических проблем. Психоаналитическая групповая терапия была внедрена Т. Бурроу, Д. Праттом, П.Ф. Шилдером, С.Р. Слэвсоном, Н.С. Салливаном и Вулфом. Консультации для родителей, ориентированные на детей, были учреждены в начале аналитической истории Фрейда и позже развиты И. Маркусом, Э. Шульхофером и Г. Климаном. Терапия пар с психоаналитической основой была разработана Ф. Сэндером.
Благодаря методам и инструментам, разработанным в первой декаде XXI века, психоанализ стал доступным для пациентов, которые не смогли получить помощь с помощью традиционных методов. Таким образом, аналитическая ситуация изменилась, став более подходящей и полезной для этих пациентов. М.Н. Игл (2007 г.) считает, что психоанализ не может быть самодостаточной дисциплиной, а должен открываться для влияния извне и интеграции с выводами и теориями других областей.
Психоаналитические конструкции были адаптированы для работы с детьми с использованием таких методов, как игровая терапия, арт-терапия и рассказывание историй. На протяжении всей своей карьеры, с 1920-х по 1970-е годы, А. Фрейд адаптировала психоанализ для детей через игру. Этот подход по-прежнему используется для детей, особенно в предподростковом возрасте. С помощью игрушек и игр дети могут символически выразить свои страхи, фантазии и защитные механизмы; хотя и не идентичны, этот метод у детей аналогичен свободным ассоциациям у взрослых.
Психоаналитическая игровая терапия позволяет ребенку и аналитику понять детские конфликты, в частности, защитные механизмы, такие как непослушание и уход, которые защищают от неприятных ощущений и враждебных желаний. В арт-терапии консультант может попросить ребенка нарисовать портрет и затем рассказать историю о нем. Консультант наблюдает за повторяющимися темами, независимо от того, являются ли они частью искусства или игры.
Психоанализ может быть адаптирован к различным культурам, если терапевт или консультант понимает культуру клиента. Например, Тори и Блаймс обнаружили, что механизмы защиты были признаны действительными в выборке из 2624 тайцев. Использование определенных защитных механизмов оказалось связано с культурными ценностями. Например, тайцы ценят спокойствие и коллективность (из буддийских верований), что приводит к низкой регрессивной эмоциональности.
Психоанализ также применяется, поскольку Фрейд использовал методы, которые позволили ему получить субъективное восприятие своих пациентов. Он придерживался объективного подхода, не сталкиваясь с пациентами во время сеансов разговорной терапии. Он встречался со своими пациентами в любых условиях, например, используя свободные ассоциации, когда клиенты говорят все, что приходит в голову, без самоцензуры. Его лечение было почти неструктурированным для большинства культур, особенно азиатских. Таким образом, вероятность применения фрейдистских конструкций в структурированной терапии выше. Кроме того, Кори утверждает, что терапевту необходимо помочь клиентам развить культурную идентичность и эго.
Стоимость психоаналитического лечения варьируется в зависимости от региона и уровня квалификации специалистов. Доступные услуги психоаналитиков часто предоставляются в учебных клиниках. В противном случае, стоимость зависит от подготовки и опыта психоаналитика. Классический анализ (обычно от трех до пяти сеансов в неделю) в большинстве мест в США, в отличие от Онтарио и Германии, не покрывается медицинской страховкой. Тем не менее, многие психоаналитики могут обсуждать свои гонорары с пациентами, если они чувствуют, что могут помочь, даже при наличии финансовых трудностей.
Изменения в анализе, включая динамическую терапию, краткосрочные терапии и некоторые виды групповой терапии, проводятся реже, как правило, один, два или три раза в неделю, и обычно пациент сидит перед терапевтом. В результате защитных механизмов и отсутствия доступа к бессознательным элементам, психоанализ может быть длительным процессом, включающим от 2 до 5 сеансов в неделю на протяжении нескольких лет. Этот тип терапии основывается на убеждении, что уменьшение симптомов не решает коренные причины или иррациональные побуждения. Аналитик, как правило, выступает в роли «чистого листа», раскрывая очень мало о себе, чтобы клиент мог использовать пространство в отношениях для работы над бессознательным без внешнего вмешательства.
Психоаналитик применяет различные методы, чтобы помочь клиенту развить способность проникать в суть своего поведения и понимать значение симптомов, включая чернильные пятна, парапраксисы, свободные ассоциации, интерпретации (включая анализ сновидений), анализ сопротивления и анализ переноса.
«Динамические методы» лечения были широко исследованы и более уместны для измерения и понимания терапевтического процесса. Краткая реляционная терапия (КРТ), краткая психодинамическая терапия (КПТ) и ограниченная во времени динамическая терапия (ОВДП) ограничены 20-30 сеансами. В среднем классический анализ может длиться 5,7 года. Однако для фобий и депрессий, не осложненных дефицитом эго или объектных отношений, анализ может быть эффективен за более короткий срок. Более длительные анализы показаны для лиц с серьезными нарушениями объектных отношений, множеством симптомов и более укоренившейся патологией характера.
Исследования
Более ста лет тематических докладов и исследований в изданиях
«Современный психоанализ», «Психоаналитический квартальный журнал»,
«Международный журнал психоанализа» и «Журнал американской психоаналитической
ассоциации» были посвящены оценке эффективности анализа невроза и проблем
характера или личности. Психоанализ, измененный посредством методов объектных
отношений, оказался эффективным во многих случаях укоренившихся проблем
близости и отношений. В качестве терапевтического лечения психоаналитические
методы могут быть полезны в односессионной консультации. В других ситуациях психоаналитическое
лечение может работать приблизительно от года до многих лет, в зависимости от сложности
и серьезности патологии.
Психоаналитическая теория с самого начала была предметом
критики и споров. Фрейд отмечал это в начале своей карьеры, когда другие медики
в Вене подвергли его остракизму за выводы, что конверсионные истерические
симптомы не ограничивались женщинами. Проблемы аналитической теории начались,
когда О. Ранк и А. Адлер продолжили работу с бихевиористами в 1940-х и 50-х (Вольпе)
и придерживались этого (Миллер). Критика исходила от тех, кто возражал против
понятия о существовании механизмов, мыслей или чувств в разуме, которые могут
быть бессознательными.
Также критиковались идеи «инфантильной сексуальности»,
заключающиеся в признании того, что дети в возрасте от 2 до 6 представляют себе,
как они занимаются продолжением рода. Критика теории привела к изменениям
аналитических теорий, таким как работа Р. Фэйрберна, М. Балинта и Д. Боулби. За
последние 30 лет или около того критические замечания сосредотачивались на
проблеме эмпирической проверки, несмотря на множество перспективных научных
исследований, которые были эмпирически подтверждены. В научной литературе
имеются исследования в поддержку некоторых идей Фрейда, например,
бессознательного, репрессии и т.д.
Психоанализ стал инструментом исследования в развитии
детей младшего возраста и превратился в гибкий эффективный метод лечения
некоторых психических расстройств. В 1960-е ранние мысли Фрейда о развитии
детской женской сексуальности подверглись сомнению, что привело к крупным
исследованиям в 1970-х и 80-х, а затем к переформулировке женского полового
развития, скорректировавшей некоторые из концепций Фрейда.
Совсем недавно психоаналитические исследователи, объединившие
свою работу с теорией привязанности, в том числе А. Либерман, С. Коутс и Д.
Шехтер, исследовали роль родительской травматизации в развитии умственных представлений
себя и других у детей младшего возраста.
Существуют различные формы психоанализа и психотерапии, в
которых практикуется психоаналитическое мышление. Помимо классического
психоанализа есть, например, психоаналитическая психотерапия, терапевтический
подход, расширяющий «доступность психоаналитической теории и клинической
практики, которые развивались в течение 100 с лишним лет до большего числа
людей». Другие примеры хорошо известных методов лечения, которые также
используют идеи психоанализа, это лечение на основе ментализации (ЛОМ) и
ориентированная на перенос психотерапия (ОПП). Кроме того, психоаналитическое
мышление все так же оказывает сильное влияние в различных условиях в области
охраны психического здоровья.
Оценка эффективности работы психоаналитика
Эффективность строгого психоанализа сложно оценить. Терапия, предложенная Фрейдом, в значительной степени основывается на интерпретациях терапевта, которые невозможно подтвердить. В отличие от этого, эффективность более современных методов можно оценить. В мета-анализах, проведенных в 2012 и 2013 годах, было установлено, что существуют подтверждения эффективности психоаналитической терапии, однако для окончательных выводов необходимы дополнительные исследования. Другие мета-анализы, опубликованные в последние годы, продемонстрировали, что как психоанализ, так и психодинамическая терапия оказывают положительное влияние, причем их результаты сопоставимы или даже превосходят результаты других видов психотерапии и антидепрессантов, хотя эти утверждения также подвергались критике.
В 2011 году Американская психологическая ассоциация провела сравнение 103 методов лечения, как психодинамических, так и нединамических. Результаты показали, что 6 методов оказались более эффективными, 5 менее эффективными, 28 не продемонстрировали различий, а 63 были признаны адекватными. Это исследование может служить основой для утверждения о том, что психодинамическая психотерапия является эмпирически обоснованным методом лечения.
Согласно французскому обзору 2004 года, проведенному INSERM, психоанализ продемонстрировал предположительную или доказанную эффективность в лечении панического расстройства, посттравматического стресса и расстройств личности.
Крупнейшее в мире рандомизированное контролируемое исследование терапии, проведенное среди амбулаторных пациентов с анорексией (ANTOP), опубликованное в 2013 году в журнале The Lancet, показало, что модифицированная психодинамическая терапия более эффективна в долгосрочной перспективе, чем когнитивно-поведенческая терапия.
В 2001 году в систематическом обзоре медицинской литературы Кокрановского сотрудничества было сделано заключение о том, что нет данных, подтверждающих эффективность психодинамической психотерапии при лечении шизофрении и тяжелых психических заболеваний. Исследователи также отметили, что при шизофрении лечение всегда должно сочетаться с любым видом разговорной терапии. В 2004 году был проведен французский обзор с аналогичными выводами, который рекомендовал избегать использования психодинамической терапии при шизофрении, подчеркивая необходимость дополнительных испытаний для проверки ее эффективности.
Критика
Как Фрейд, так и психоанализ подвергались значительной критике. Споры между сторонниками и противниками психоанализа были настолько напряженными, что их охарактеризовали как «фрейдистские войны».
Ранние критики психоанализа утверждали, что его теории недостаточно основаны на количественных и экспериментальных исследованиях и слишком полагаются на клинические исследования отдельных случаев. Некоторые обвиняли Фрейда в создании вымышленных случаев, наиболее известным из которых является случай Анны О. Франк Чоффи, автор книги «Фрейд и вопрос о лженауке», утверждает, что отсутствие прочной научной проверки теории и ее компонентов является основой для классификации работы Фрейда и его школы как лженауки. Другие исследователи полагали, что пациенты страдали от теперь легко идентифицируемых состояний, не связанных с психоанализом. Например, Анна О. предположительно страдала от органического расстройства, такого как туберкулезный менингит или височная эпилепсия, а не истерии.
К. Поппер утверждал, что психоанализ является лженаукой, поскольку его утверждения не поддаются проверке и не могут быть опровергнуты. В свою очередь, И. Лакатос отметил, что фрейдисты были сбиты с толку основной задачей Поппера, касающейся научной честности, и отказались указать экспериментальные условия, при которых они могли бы отказаться от своих базовых предположений.
Когнитивисты также выразили свое мнение. Известный академик позитивной психологии утверждал, что 30 лет назад когнитивная революция в психологии свергла Фрейда и бихевиористов, по крайней мере, в академических кругах. Он подчеркивал, что мышление не является лишь результатом эмоций или поведения, а эмоции всегда возникают из познания, а не наоборот. Лингвист Н. Чомски критиковал психоанализ за отсутствие научной основы. С. Пинкер считал фрейдистскую теорию ненаучной для понимания разума. Эволюционный биолог С.Д. Гоулд утверждал, что на психоанализ влияют псевдонаучные теории, такие как теория рекапитуляции. Психологи Х. Айзенк и Д.Ф. Килстром также критиковали эту область как лженауку.
Адольф Грюнбаум утверждает, что теории, основанные на психоанализе, поддаются фальсификации, но его причинные утверждения не поддерживаются имеющимися клиническими данными.
Е. Ф. Торри в своем труде «Знахари и психиатры» (1986 г.) согласен с тем, что психоаналитические теории не имеют большей научной основы, чем теории традиционных целителей, «колдунов» или современных «культовых» альтернатив. Психолог А. Миллер обвинила психоанализ в том, что он напоминает ядовитую педагогику, описанную в ее книге «Для вашего же блага». Она критически рассмотрела и отвергла справедливость теории побуждений Фрейда, включая Эдипов комплекс, который обвиняет ребенка в оскорбительном сексуальном поведении взрослых. Психолог Д. Купферсмид исследовал обоснованность Эдипова комплекса, анализируя его природу и происхождение, и пришел к выводу о недостаточности доказательств, подтверждающих его существование.
М. Фуко и Ж. Делез утверждали, что институт психоанализа стал центром власти, а его исповедные методы напоминают христианскую традицию. Ж. Лакан раскритиковал внимание некоторых американских и британских психоаналитических традиций на том, что он считал предложением мнимых «причин» для симптомов, и рекомендовал вернуться к Фрейду. Вместе с Делезом Ф. Гваттари критиковал эдипову структуру. Л. Иригарей использовала концепцию фаллогоцентризма Ж. Деррида, чтобы описать исключение женщины из психоаналитических теорий Фрейда и Лакана. Делез и Гваттари в своей работе 1972 года «Анти-Эдип» привели примеры случаев Ж. Менделя, Б. Грюнбергера и Д. Шоссеге-Смиржель, видных представителей уважаемых ассоциаций (МФА), предполагая, что психоанализ традиционно поддерживает полицейское государство.
Психоанализ продолжает практиковаться психиатрами, социальными работниками и другими специалистами в области психического здоровья. Тем не менее, эта практика сегодня не так распространена, как в прошлом. Теоретические основы психоанализа связаны с философскими течениями, которые приводят к интерпретативной феноменологии, но не с теми, что ведут к научному позитивизму. В результате теория становится во многом несовместимой с позитивистскими подходами к изучению ума.
В отчете французских исследователей 2004 года говорится, что для некоторых заболеваний психоаналитическая терапия менее эффективна, чем другие психотерапевтические методы, включая когнитивно-поведенческую терапию. В исследовании использовался мета-анализ множества других исследований, чтобы выяснить, было ли доказано или предположено, что лечение эффективно при различных заболеваниях. Во множестве исследований было показано, что эффективность зависит от качества терапевта, а не от психоаналитической школы, техники или обучения.
Фрейдистская теория
Многие аспекты теории Фрейда действительно устарели, что вполне естественно: Фрейд ушел из жизни в 1939 году и не спешил вносить изменения в свои взгляды. Однако его критики также отстают от времени, нападая на фрейдистские идеи 1920-х годов, как будто они все еще имеют какую-либо ценность в своем первоначальном виде.
Психодинамическая теория и терапия значительно развивались с 1939 года. Современные психоаналитики и психодинамические терапевты больше не акцентируют внимание на ид и эго и не начинают лечение психических расстройств как археологическую экспедицию в поисках утраченных воспоминаний.
Все большее количество эмпирических исследований от академических психологов и психиатров начинает учитывать эту критику. Обзор научных исследований предположил, что, хотя личностные черты, соответствующие оральной, анальной, эдипальной и половой фазам по Фрейду, могут быть наблюдаемы, они не обязательно проявляются как этапы в развитии детей. Более того, в исследованиях не было подтверждено, что такие черты у взрослых являются результатом детского опыта. Тем не менее, эти стадии не следует рассматривать как ключевые для современного психоанализа. Важнейшими аспектами современной психоаналитической теории и практики остаются сила бессознательного и феномен переноса.
Оспаривание идеи «бессознательного» основывается на том, что поведение человека можно наблюдать, в то время как умственную деятельность необходимо выводить. Тем не менее, бессознательное в настоящее время является одной из самых популярных тем исследования в области экспериментальной и социальной психологии (например, меры неявного отношения, фМРТ и ПЭТ, а также другие косвенные тесты). Идея бессознательного и феномен переноса активно исследуются и, как утверждается, подтверждаются в области когнитивной и социальной психологии, хотя фрейдистская интерпретация бессознательной психической деятельности не поддерживается большинством когнитивных психологов.
Недавние достижения в области нейробиологии привели к тому, что одна сторона утверждает, что они предоставили биологическую основу для бессознательной эмоциональной обработки в соответствии с психоаналитической теорией, что стало основой нейропсихоанализа. Однако другая сторона утверждает, что такие выводы делают психоаналитическую теорию устаревшей и не имеющей значения.
Ш. Кало объясняет, что материализм, процветавший в XIX веке, серьезно навредил религии и отверг все, что можно назвать духовным. В частности, институт исповеди священника был сильно подорван. Пустота, оставшаяся после этого, была быстро заполнена новорожденным психоанализом. В своих работах Кало утверждает, что базовый подход психоанализа ошибочен. Он представляет традиционные неверные предположения о том, что счастье недостижимо и что естественным желанием человека является использование своих ближних ради собственного удовольствия и выгоды.
Психоанализ Фрейда подвергался критике со стороны его жены, Марты. По воспоминаниям Рене Лафорге, Марта Фрейд говорила, что не понимала, насколько серьезно ее муж относится к своим методам лечения, и считала, что психоанализ является формой порнографии. Ей казалось, что в психоанализе есть нечто вульгарное, и она дистанцировалась от него. По словам М. Бонапарт, Марту расстраивала работа мужа и его подход к сексуальности.
Жак Деррида включал аспекты психоаналитической теории в свою теорию деконструкции, чтобы поставить под сомнение «метафизику присутствия». Деррида также использовал некоторые идеи против Фрейда, чтобы выявить напряженность и противоречия в его работах. Например, по Фрейду, религия и метафизика являются смещением идентификации с отцом в решении эдипова комплекса. Однако в работе «Открытка: от Сократа до Фрейда и далее» Деррида утверждает, что значение отца в анализе Фрейда само по себе зависит от значения, придаваемого отцу в западной метафизике и теологии со времен Платона.
Этика и профессиональные стандарты в психоанализе
Этика и профессиональные стандарты играют ключевую роль в практике психоанализа, обеспечивая защиту как клиентов, так и специалистов. Психоаналитики обязаны следовать строгим этическим нормам, которые помогают поддерживать доверие в терапевтических отношениях и гарантируют безопасность процесса лечения.
Одним из основных принципов этики в психоанализе является конфиденциальность. Психоаналитики должны обеспечивать защиту личной информации клиентов, что создает безопасное пространство для открытого обсуждения чувств и переживаний. Нарушение конфиденциальности может привести к серьезным последствиям для клиента, включая ухудшение психического состояния и потерю доверия к специалисту.
Кроме того, психоаналитики должны избегать двойных отношений, которые могут создать конфликт интересов. Это включает в себя ситуации, когда терапевт имеет личные или профессиональные связи с клиентом, что может повлиять на объективность и эффективность терапии. Психоаналитики должны быть внимательны к границам своих отношений с клиентами, чтобы сохранить профессионализм и этичность.
Профессиональные стандарты также включают обязательное получение надлежащего образования и лицензирования. Психоаналитики должны проходить специализированное обучение и иметь соответствующие квалификации, что гарантирует их компетентность в области психоанализа. Это обучение включает в себя как теоретические знания, так и практический опыт, что позволяет специалистам эффективно работать с различными психическими расстройствами.
Кроме того, психоаналитики должны регулярно участвовать в супервизии и профессиональном развитии. Супервизия предоставляет возможность обсуждать сложные случаи с более опытными коллегами, что способствует повышению качества предоставляемых услуг. Профессиональное развитие включает в себя участие в семинарах, конференциях и чтение актуальной литературы, что позволяет психоаналитикам оставаться в курсе новых исследований и методов в области психоанализа.
Наконец, психоаналитики должны быть готовы к саморефлексии и осознанию своих собственных предвзятостей и эмоциональных реакций. Это важно для поддержания объективности в работе и предотвращения влияния личных проблем на терапевтический процесс. Этические нормы и профессиональные стандарты в психоанализе направлены на создание безопасной и эффективной среды для клиентов, что в конечном итоге способствует успешному лечению и улучшению психического здоровья.
Вопрос-ответ
Что такое психоанализ и как он работает?
Психоанализ — это метод психотерапии, разработанный Зигмундом Фрейдом, который фокусируется на изучении бессознательных процессов и их влиянии на поведение и эмоции. В процессе терапии пациент обсуждает свои мысли, чувства и сны, что помогает выявить скрытые конфликты и травмы. Психоаналитик использует интерпретацию и анализ, чтобы помочь пациенту осознать и понять эти бессознательные аспекты, что может привести к улучшению психического состояния.
Каковы основные методы работы психоаналитика?
Основные методы работы психоаналитика включают свободные ассоциации, анализ сновидений и интерпретацию сопротивления. Свободные ассоциации предполагают, что пациент говорит все, что приходит в голову, без цензуры, что позволяет выявить бессознательные мысли. Анализ сновидений помогает понять символику и скрытые желания, а интерпретация сопротивления помогает выявить области, где пациент может избегать обсуждения определенных тем, что также может быть ключом к пониманию его проблем.
Какова эффективность психоанализа в лечении психических расстройств?
Эффективность психоанализа может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей пациента и его проблемы. Исследования показывают, что психоанализ может быть особенно эффективен для лечения депрессии, тревожных расстройств и межличностных проблем. Однако процесс может быть длительным и требует активного участия пациента. Многие люди сообщают о значительном улучшении качества жизни и глубоком понимании себя после прохождения психоаналитической терапии.
Советы
СОВЕТ №1
Перед началом работы с психоаналитиком, важно провести исследование и выбрать специалиста с соответствующей квалификацией и опытом. Ознакомьтесь с отзывами, рекомендациями и, при возможности, проведите предварительную консультацию, чтобы понять, подходит ли вам этот специалист.
СОВЕТ №2
Будьте готовы к открытости и честности в процессе терапии. Психоанализ требует глубокого саморефлексии и готовности обсуждать даже самые сложные и болезненные темы. Это поможет вашему психоаналитику лучше понять ваши проблемы и предложить эффективные методы лечения.
СОВЕТ №3
Не ожидайте мгновенных результатов. Психоанализ — это длительный процесс, который может занять месяцы или даже годы. Будьте терпеливы и открыты к изменениям, которые могут происходить постепенно.
СОВЕТ №4
Регулярно оценивайте свой прогресс и обсуждайте его с психоаналитиком. Это поможет вам понять, какие методы работают, а какие требуют корректировки, и позволит вам активно участвовать в своем процессе лечения.