Несмотря на то, что социальный паразитизм может показаться чем-то не приемлемым и аморальным, это вполне естественная и неотъемлемая часть любого общества, в любой без исключения социальной системе. Дабы вам не искать потом определение моих слов в толковом словаре, буду изъясняться максимально просто и ясно, на так сказать человеческом языке. Социальные паразиты, то есть люди или группы людей, которые живут за счет других, которые дают обществу меньше чем потребляют или не дают вообще ничего, это люди являющиеся строительным материалом любого общества, и они на самом деле несут пользу обществу, только не в созидательном смысле, а в смысле стимулирования и совершенствования рабочих групп. На самом деле паразиты встречаются в природе везде, и везде в них есть смысл, матушка природа ничего лишнего не создавала, все в ней находится на своем месте.
Возьмем с вами к примеру самых обычных паразитов в теле человека, их роль проста, они стимулируют иммунную систему. Кого и каким образом стимулируют социальные паразиты думаю вы уже поняли, и все же давайте с вами несколько более подробно разберем их роль в обществе, после чего я вам объясню зачем вам знать все это вообще. Говоря вот про природу, хочется привести в пример социальный паразитизм у муравьев, когда одни муравьи живут за счет других и это ведь также не случайно, это норма, это то, что задумано природой, а природа в отличие от человека, не ошибается. Человек к социальному паразитизму всегда относился двусмысленно, с одной стороны у нас это считалось в широких массах очень вредным и негативным явлением, что неудивительно, ведь именно на подавляющем большинстве людей, социальные паразиты и паразитируют.
Никто не хочет держать у себя на шее никого, но приходится, и в этом в принципе есть свои положительные стороны, их надо только видеть и тогда любая модель общества с любым количеством социальных паразитов, не будет казаться вам несовершенной. Вот для этого друзья, я все это вам и рассказываю, вы же хотите стать сильными, вы же хотите побеждать, хотите добиться как можно больше в этой жизни и прожить ее достойно и социальные паразиты нам с вами в этом помогут. Конечно социальный паразит не деградирует, а также развивается как и тот, на ком он паразитирует, но социальный паразит никогда не будет сильнее человека, которому приходится обрабатывать кого-то кроме себя. Более того, социальный паразит является причиной активного развития того на ком он паразитирует, как физического, так и умственного, следствием чего часто становится ситуация, когда социальный паразит сам становится объектом паразитирования.
Все что нас не убивает, как известно делает нас сильнее, и если смотреть на жизнь как на постоянно решаемую головоломку, то неразрешимых проблем в ней не будет, как и ничего лишнего. Это вот основа основ, это та позиция которой я придерживаюсь с того момента, как начал добиваться существенных результатов как в психологии, так и в собственной жизни, нет в этой жизни друзья ничего лишнего, это мы с вами должны понимать. Изменять и совершенствовать мы можем и должны, но вот говорить о том, что это нужно, а это нет, является проявлением невежества и неграмотности, потому все кто так делают, имеют ограниченный потолок возможностей. В нашем обществе есть социальные паразиты, большинству они никогда не нравились, поскольку именно на этом большинстве паразиты и паразитируют, но каждый из нас должен рассматривать себя прежде всего как индивид, а не как народ, не как какая-то группа, а именно индивид.
Люди относят себя к определенной группе и определяют для себя врага от страха и не способности влиться в любой без исключения коллектив, это наш животный инстинкт, животные всегда сбиваются в стаи для лучшего выживания. Нам это безусловно тоже нужно, но не стоит перегибать палку и в абсолютно каждой ситуации ассоциировать себя исключительно с группой или с со всеми людьми вообще, поразительно конечно, но такие люди мне часто встречаются, такими уж нас старательно воспитывают. А в каждой группе, в каждом обществе, есть социальные паразиты, их намного больше, чем вы можете себе представить, ведь никто не взвешивает то, что каждый из нас отдает обществу. Простой пример: хотите стать миллионером, напишите книгу о том как стать миллионером и продайте ее большому количеству людей, ну разве это не паразитизм?
А ведь между тем ни один из таких миллионеров вам не скажет о том, что секретом его успеха являются другие люди, с которых он и поимел свои миллионы, не скажет о том, что все никогда не будут жить так как он, что стать богатым это просто перейти на сторону тех, кто использует труд других и живет за их счет. Чисто теоретически, общество без паразитов быть может, но это не в той реальности, в какой мы с вами живем, а в той, где и человек имеет принципиально отличную психологию. Допускать возможность всего что угодно мы можем лишь по простой причине того, что это рождается у нас в голове, а на пустом месте не бывает ничего. Но друзья, если мы с вами еще не до конца научились жить по законам природы, жить по своим собственным законам, вообще невозможно. Оглядитесь вокруг себя, и попытайтесь увидеть во всех окружающих вас людях смысл и пользу лично для вас. Как я уже сказал паразиты делают нас сильнее, и поэтому если вы сами не паразит а тот на ком паразитируют, все что вам нужно, это искать возможность скинуть со своей шеи всех, кого вы не хотите там видеть, а что дальше, а дальше самим к кому-нибудь на шею залезть.
В общем каждый из нас сознательно или нет пытается поиметь с людей больше чем им дать, вот и получается у нас постоянная игра, целью которой являются наиболее приемлемые для нас условия для жизни. Но главное что при такой вот жизни мы все развиваемся, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, тот кто ноет и жалуется, конечно развивается менее активно, чем те кто не ноют а принимают действительность и медленно и спокойно подстраивают ее под себя, меняя все таким образом, чтобы их это устраивало. Вот рождаются к примеру у вас дети, они же тоже сидят у вас на шее, и тоже являются паразитами, ну вы же не будете от них избавляться, если вы нормальный человек, а не отброс общества. Скорее вы будете принимать попытки сделать свою жизнь более продуктивной в материальном плане, для того чтобы накормить, одеть, обуть своих детей, оплатить им учебу. Но ведь для этого вам надо напрячься, а следовательно стать сильнее, ведь только сильный человек может получить больше.
На самом деле, друзья, любой абсолютно человек, является для нас, для вас, потенциальным врагом. Это будет возможно в том случае, если ваши интересы пересекутся с интересами другого человека. Когда у нас, у людей, все хорошо, мы можем поддерживать друг с другом нормальные отношения, хотя и в этом случае случаются конфликты, по тем или иным причинам. А вот когда наши интересы пересекаются, то мы можем стать друг другу врагами, например, в борьбе за необходимые для жизни ресурсы. К тому же, от природы люди очень агрессивны, они любят унижать, подавлять, эксплуатировать друг друга, причем не всегда ради какой-то очевидной выгоды, но и ради удовольствия. Люди любят паразитировать друг на друге, рабство тому яркий пример, потому что так их жизнь становится легче. И если им предоставится возможность залезть кому-нибудь на шею, тогда, пусть не все, но большинство людей, этой возможностью обязательно воспользуются. Мало того, человек, это такое существо, которому всегда и всего мало, поэтому если вы что-то уступите один раз, если позволите кому-то залезть вам на шею, то ждите того, что этот человек в скором времени свесит с нее свои ноги. И даже этого ему будет мало, он будет уничтожать вас до последнего, высасывая из вас все жизненные соки. Так что друзья, хотите жить в мире и согласии с другими людьми, тогда готовьтесь к войне с ними, как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь для большинства людей, самым весомым аргументом вашей правоты, будет ваша сила, в чем бы она не заключалась. Не забывайте о том, что любой абсолютно человек – это ваш потенциальный враг. Он может так никогда и не стать врагом явным, но может и стать. Ведь по закону природы все живые существа должны бороться, чтобы выжить.
А когда у тебя есть враг, ты готовишься к войне, вернее, ты должен готовиться к войне, если ты адекватный человек, если ты живешь в реальном мире, а не в мире иллюзий. Эта готовность к войне, это необходимость друзья, это не проявление вашей агрессии, это совершенно естественное стремление человека себя защитить. Ибо жить в мире и согласии, в достаточно агрессивной среде, это значит быть неадекватным человеком и не видеть реальной угрозы своему существованию. Социальные паразиты могут паразитировать на других мирно, а могут и применив насилие, и тот факт что официально от рабства мы давно отошли, вовсе не означает что его нет, просто сегодня добровольное рабство, если конечно так можно выразиться, некоторые ведь понимают что что-то не так в их жизни, а сделать ничего не могут. Так что социальный паразитизм в общей своей форме, это та необходимая для рабочего класса часть, которая не дает ей расслабиться, Инь и ян если хотите, и при этом каждый из нас в зависимости от своих усилий и желания, может быть на той или другой стороне.
Рабочий человек – это машина, а паразит – это топливо для этой машины, пока без проблем и насилия мы жить не научились, без сложностей, без врагов, без принуждения. Социальный паразитизм как возможность жить легкой жизнью дана всем, но легкая жизнь расслабляет, в то время как тяжелая закаляет. Иначе бы люди, имевшие и имеющие большую власть и сидящие благодаря ей на шее у обслуживающего их народа, не расслаблялись бы настолько сильно, чтобы позволить кому-то у них эту власть отнять. А как мы с вами видим, какой бы сильной не была власть, она не вечна. Ведь, не будучи в постоянном напряжении, удержать эту власть сложно. Социальный паразитизм в более мелких масштабах также не вечен, сама вот эта борьба за место под солнцем дает шансы каждому к этому самому солнцу пробиться.
И потому если сегодня сидят на шее у вас, если вы чувствуете, что за счет вас живут другие люди, паразитируют так сказать на вас по полной программе, то это отличный повод мобилизоваться и стать сильнее, дабы не быть носителем таких вот паразитов. Но для этого конечно надо развиваться, и умственно и физически, правда чаще именно умственно, ведь именно ум наше главное оружие и самая сильная сторона человека. А без социальных паразитов и без врагов, ни о каком развитии и речи быть не может, чего природа никак допустить не может, так что паразиты были, есть и будут.
У молодых людей в приоритете сейчас: повышение уровня жизни, получение высокого социального статуса с помощью образования и карьеры, но социальное поведение подростков не устойчиво к внешним влияниям, так как критическое мышление не достаточно развито. И ценности, которые принимают или отрицают подростки, во многом определяют их поведение как возможных потребителей. Зачастую смена статуса связано с ростом потребностей, которое не всегда сопровождается имеющимися возможностями, что зачастую увеличивает рост отклоняющегося поведения. Современные структуры, такие как социальные, политические, информационные диктуют установки потребительской культуры с преобладанием материальной выгоды, способствуют закреплению у подростков установки на социально-паразитарное поведение.
Артюшкина Е. В. считает, что отдельную форму социального паразитизма составляет интеллектуальное тунеядство, как деятельность, направленная на бесплатное присвоение результатов чужого интеллектуального труда собственной персоне (при исключении условия отсутствия согласия тех, кто поставляет ресурсы [2]. В.Д. Менделевич рассматривает гедонистически-социально-паразитарное поведение, как эгоистическую девиацию, отличающуюся направленностью на получение удовлетворения или личной выгоды, которая нередко сопровождается манипулированием другими людьми [5].
Изучив определения различных авторов, мы пришли к выводу, что социально-паразитарному поведению присущи следующие признаки:
– наличие ценностных установок аморального поведения;
– нарушение социальных норм;
– безвозмездное (нетрудовое) присвоение общественных благ;
– уклонение от общественного полезного труда;
– нарушение правовых запретов;
– поведение, отличающееся направленностью на получение удовлетворения или личной выгоды;
– сопровождается манипулированием другими людьми.
Проанализировав источники, мы пришли к выводу, что социально-паразитарное поведение – один из видов девиантного поведения, сопровождающееся систематическим повторением, аморальными поступками, нарушениями правовых запретов, направленностью на получение удовлетворения или личной выгоды, которая нередко сопровождается манипулированием другими людьми. Выбор человеком такого поведения происходит сознательно. А также социопаразитарное поведение проявляется в формах попрошайничества, бродяжничества и проституции.
Проституция является одним из последствий установок гедонизма и потребления. Г. Зиммель отмечал, что природа проституции в условиях товарно-денежных отношениях становится символом межчеловеческих отношений, и что отношения, опосредованные деньгами и удовольствиями, безразличные к субъекту -отчуждённые отношения. Человеческая личность превращается в предмет рыночных отношений т.е. в предмет купли-продажи [7].
Бродяжничество – это постоянное движение лиц в направление долговременного времени из одной территории в иную или в границах одной территории (пример: город) без постоянного места жительства с существованием на нетрудовые прибыли. Лица, специализирующиеся бродяжничеством, нередко делают кражи, принимают участие в сбыте краденого, оказываются посредниками в транспортировке и сбыте наркотических веществ и т.д. [8]. Следует уделить значительное внимание подросткам, которые попадают под категорию безнадзорных. Их количество каждый день возрастает. Немаловажными основаниями безнадзорности выделяются следующие факторы: снижение моральных устоев семьи, нежелание опекунов увлекаться воспитанием собственных ребят, алкоголизм и безнравственный тип жизни, увеличение количества разводов, подъем количества неполных семей.
Под попрошайничеством понимается постоянное выпрашивание у посторонних лиц (под разными поводами или же без них) средств, товаров питания, одежки, иных вещественных ценностей [8]. Эти лица нередко промышляют бродяжничеством. Следует уделить значительное внимание подросткам, которые попадают под категорию безнадзорных и их количество каждый день возрастает.
Петров М. А. выделяет три основных вида социо-паразитизма по способу функционирования – криминальный (человек полностью существует на доходы от преступной деятельности, совершая кражи, грабежи, занимаясь проституцией); экономический (этот вид развивается в социальных системах с крупной частной собственностью) и бюрократический (коррупция) [6] . Изучив статьи УК РФ мы выявили, что приведенные три вида социального паразитизма нарушают не только социальные, но и правовые норм, что еще раз подтверждает, что социопаразитарное поведение является девиантным. Лица, которые не работают, не учатся, а также занимаются бродяжничеством и попрошайничеством, ведут паразитический образ жизни, совершают различные преступления, весомая доля которых – насильственные. Криминологические исследования указывают на наличие устойчивой связи социопаразитарного поведения с преступностью, что и подтверждает преступную активность неработающих и неучащихся лиц. Данная связь растет примерно в 1,7 раза быстрее, чем у правонарушителей, занятых работой или учебой. Лица, которые ведут антиобщественный паразитический образ жизни, негативно воздействуют на молодых людей, вовлекают их в преступную деятельность, прививают мораль паразитического существования.
Распространение социопаразитарного поведения связано с такими процессами, как сильный социальный диспаритет, резкое имущественное расслоение людей, рост безработицы, маргинализация значительных слоев населения, а также социальная аномия общества. Также оказывает влияние и ослабление социального и правового контроля. Социальный паразитизм, который по сути является следствием тех же причин и условий, которые детерминируют преступность, оказывает на нее заметное влияние.
В результате определенных факторов у личности формируются: нарушения нормативно-правового сознания, эмоциональные нарушения, эгоцентрическая фиксация, когнитивные искажение и в итоге смена установок на девиантные. В итоге возможно появление такого поведения, как: виктимное, девиантное, делинкветное и социально-паразитарное.
Социально-паразитарное поведение развивается у подростков под влиянием определенных факторов:
На общественном уровне:
– ослабление групповых связей;
– социально-экономическое и статусное неравенство.
На нормативно-правовом уровне:
– противоречивость социальных норм;
На межличностно-групповом уровне:
– негативное групповое влияние;
– дефицит групповой поддержки.
На деятельностном уровне:
– фрустрированная потребность в самореализации;
– дефицит образования и культуры.
На семейном уровне:
– нарушенная или недостаточная роль семьи в социализации личности;
– девиантное поведение семьи;
– низкий социальный статус семьи [9].
Проблема предупреждения отклоняющегося поведения зачастую обостряется в кризисные периоды состояния общества. В подобной ситуации оказываются не достигшие совершеннолетия, чаще социально неуравновешенные, нравственно неподготовленные и беззащитные дети и подростки. У них еще не до конца сформировалось критическое мышление, подростки не могут до конца различать в собственном сознании и поведении положительно-актуальное значение их собственных действий.
Воспитание подростка с социально – паразитарным поведением совершается исключительно на основе активности самого подростка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. В итоге цель воспитания будет таковой: формирование самоперевоспитания. Активность ребенка главным и существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.
Воспитание подростков склонных к социопаразитизму предполагает включение компонентов целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные разговора, личные консультации и т. п.); актуализации всех источников нравственного навыка подростков (учебная, общественно нужная, внеклассная работа, дела между учениками в классе, в школе); вступления моральных критериев в оценку всех без исключения видов работы и проявление личности воспитанников; рациональные пропорции форм практической работы и нравственного просвещения на различных шагах с учетом пола подростков [10].
Социально-паразитарное поведение – сложный и неоднозначный феномен, который прочно закрепился в нашей жизни и становится всё актуальней. В социологической, психологической науках нет единого мнения, которое бы полностью отразило всю сущность такого социального поведения. Исследования в этой области необходимы для разрешения отрицательных ситуаций, которые постоянно будут возникать. Многие ученые пытаются разобраться в причинах развития социоп.поведения, а также четко разграничить его признаки, чтобы искоренить данное отклонение из социума.
Таким образом, в нестабильной политической, экономической, социальной обстановке нашего общества современные дети и подростки особенно подвержены развитию в их установках социально-паразитарного поведения. Современная молодежь всегда будет находиться в зоне риска негативного влияния СМИ, транслирующих те же негативные установки. По-нашему мнению необходимо проводить первичную профилактику развития паразитарного поведения детей и подростков и развивать с раннего детства критическое мышление, что позволит избежать всплеска такого девиантного феномена, как социально-паразитарное поведение и других отклонений.
1. Арламов, А. А. Социальная педагогика и проблемы социальных патологий / А. А. Арламов / Педагогический вестник Кубани. – 2002. – № 1. – С. 19.
2. Книжникова С. В. Девиантология для педагогов и психологов / С. В. Книжникова – Краснодар: Экоинвест, 2013. – 364 с.
3. Павленок, П. Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. Пособие / П. Д. Павленок, М. Я Руднева; отв. Ред. П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 185 с. – (Высшее образование).
5. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В. Д. Менделевич. – СПб. : Речь, 2008. – 445 с.
6. Петров М. А. Социальный паразитизм: сущность и типология – URL: polittheory.narod.ru/Petrov/Social_Parasitism.doc
7. Зиммель, Г. Избранные работы / Г. Зиммель Г. – К. : Ника – Центр, 2006. – 440 с.
8. Холостова, Е. И. Словарь-справочник по социальной работе / Е. И. Холостова; под общ. ред. Е. И. Холостовой. – М. : Юристъ, 1997. – 424 с.
9. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. – СПб. : Питер, 2010. – 352 с.
10. Лакреева А.В. Предупреждение негативного влияния СМИ на гендерное поведение молодежи как задача развития компетентности педагога/А.В. Лакреева. – Акмеология. – 2014. – № 1-2 . – С. 131–132.
Паразитизм социальный общественно неприемлемый способ существования отдельных социальных групп, слоев, индивидов, при котором одни из них существуют за счет других или за счет общества. Представители этих групп или отдельные индивиды, ведущие паразитический образ жизни, будучи трудоспособными, как правило, не участвуют в производительном труде. Их деятельность направлена лишь на присвоение благ и ценностей, созданных другими, и связана с нарушением основных норм и законов общества. П. с.сложное, изменяющееся явление, имеющее свои причины, количественные (состояние, динамика) и качественные (характер, структура) параметры. Характеризуется разнообразием источников существования и способов присвоения средств к жизни. Наиболее простые из них попрошайничество, мелкое воровство, вымогательство, наконец, незначительный случайный заработок.
Чаще всего П. с. проявляется в форме тунеядства и бродяжничества. Последнее помимо всего прочего выражается в бездомном образе жизни. Его ведут, как правило, деклассированные элементы лица, не имеющие жилья и прописки, работы, скрывающиеся в обществе. Они довольствуются удовлетворением лишь элементарных потребностей. Тунеядство и бродяжничество могут быть следствием различных причин: нарастания элементов социального неравенства, безработицы, бедности, несовершенства законодательства, отсутствия государственных социальных программ помощи бедным и малообеспеченным слоям, психических расстройств и др. заболеваний, рассогласования жизненных целей и средств их достижения, алкоголизма, наркомании, жизненных неудач, других социально-психологических причин. Распространение тунеядства и бродяжничества в прошлом отмечалось в условиях общего экономического упадка, войн и революций, следовало за массовыми стихийными бедствиями, неурожаями, пожарами, эпидемиями и др. В настоящее время эти явления связаны с увеличением в нашем обществе социально запущенного слоя людей, образовавшегося в предшествующий, застойный период, когда не решались многие проблемы, связанные не только с благосостоянием, но и с судьбами людей. Разновидность П. с. не исчерпывается названными проявлениями.
Причины П. с. в существенной мере варьируются в различных социально-политических и экономических условиях. Он порожден застоем и кризисными явлениями в экономике, нарушением принципов демократического устройства общества, гипертрофией государственной собственности, бюрократизацией политических и управленческих отношений, нарушением законов развития общества и его социальной сферы. П. с. наряду с другими явлениями социальных аномалий свидетельствует о регрессивных и деструктивных процессах в обществе, тупиковых линиях в его развитии, о разложении сложившихся ранее общественных структур, ценностей, об отсутствии у членов общества возможностей для достижения желаемых целей, жизненных перспектив. Социология призвана изучать природу и причины П, с., степень его распространения в различных социальных группах и общественных структурах и на этой основе вырабатывать научные рекомендации для устранения причин, его порождающих. По известным причинам природа П. с., как и многих других социальных аномалий, в нашей стране не изучалась: не разработан понятийный аппарат, позволяющий описать эти явления, показатели, с помощью которых можно зафиксировать их эмпирические закономерности, отсутствуют теоретикометодологические принципы и подходы к изучению социальных аномалий. Все это в значительной мере затрудняет возможность их анализа и снижает практическую отдачу социологической науки.
Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины . Под ред. В. И. Воловича . 1990 .
ПАРАЗИТИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — (от греч. parasitos цахлебник, тунеядец) англ. parasitism, social; нем. Parasitismus, sozialer. Образ жизни, характеризующийся тем, что один человек или соц. группа живут за счет другого человека или соц. группы. Antinazi. Энциклопедия социологии … Энциклопедия социологии
ПАРАЗИТИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ — (от греч. parasitos цахлебник, тунеядец) англ. parasitism, social; нем. Parasitismus, sozialer. Образ жизни, характеризующийся тем, что один человек или соц. группа живут за счет другого человека или соц. группы … Толковый словарь по социологии
Социальный паразитизм у муравьёв — Саблевидные челюсти солдата муравья рабовладельца Polyergus rufescens приспособлены только для нападени … Википедия
Гнездовой паразитизм — Камышовка, кормящая птенца обыкновенной кукушки Гнездовой паразитизм тип клептопаразитизма, которым пользуются некоторые птицы, рыбы и … Википедия
Муравьи — Красный огненный муравей … Википедия
Бюрократия — (Вureaucracy) История развития бюрократии, основные теории власти Бюрократия как система управления, признаки бюрократии Содержание Содержание Раздел 1. История. Раздел 2. Признаки . Раздел 3. Бюрократия как социальная угроза. Раздел 4.… … Энциклопедия инвестора
Ленин, Владимир Ильич — Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… … Большая биографическая энциклопедия
Ленин — I. Биография. II. Ленин и литературоведение. 1. Постановка проблемы. 2. Философские воззрения Л. 3. Учение Л. о культуре. 4. Теория империализма. 5. Теория двух путей развития русского капитализма. 6. Воззрения Л. на отдельных русских писателей.… … Литературная энциклопедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
Анархизм — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия
Описание работы:
Реклама от Google |
Доступные действия |
|
|
Текст работы:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Арзамасский государственный педагогический институт
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРАЗИТИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Студентка 4 курса
Специальность: социальная работа
1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРАЗИТИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРАЗИТИЗМА
3. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРАЗИТИЗМА
4. МЕРЫ БОРЬБЫ С СОЦИАЛЬНЫМ ПАРАЗИТИЗМОМ
1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРАЗИТИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Социальный паразитизм — это антиобщественный образ действий, а нередко и образ жизни, основными чертами которого являются излечение нетрудовых доходов и уклонение от общественно полезного труда. Паразитическому существованию, как правило, органически присущи примитивизм интересов, низкий культурный уровень, бездуховность, аморальное поведение, нарушение правовых запретов.
Таким образом, социальный паразитизм в целом представляет собой такой образ жизни (социального поведения) индивидуума, когда он умышленно (сознательно) стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в данном обществе за счетсамого общества.
Социальный паразитизм нельзя считать нормальным общественным явлением. Он закономерен для данного общества, так как это — следствие условий его существования, но совсем не нормален, поскольку является унизительным для человека и разрушительным для социальных институтов. То есть представляет собой своего рода девиацию. Кроме того, иждивенчество (даже если бы оно не было социально опасным само но себе) влечет и другие формы девиации.
Паразитирующее поведение (как образ жизни) свойственно многим живым существам, начиная от микроорганизмов и заканчивая людьми. При этом следует различать паразитизм на внешних объектах (некленах данного сообщества), например, как у бактерий, для которых живые организмы служат средой обитания, и социальный паразитизм как способ самореализации и утверждения в родовой группе (люди, некоторые насекомые, общественные животные, прежде всего молодые и престарелые особи).
Объяснимо, когда иждивенство является следствием объективных факторов (слабости, незащищенности, уязвимости данного индивидуума), и не оправданно, когда слабость имитируется, является мнимой, а индивидуум приспосабливается к подобному существованию и стремится поддерживать условия такого существования (ему это удобно, выгодно, он нашел свое место в жизни, принял ее правила и играет свою роль, даже несмотря на негативную реакцию окружающих).
Вероятной причиной паразитизма у людей может выступать естественное психологическое стремление к самоутверждению в коллективе, социальному комфорту (удобству и спокойствию). Человек способен привыкнуть к такому образу жизни и не испытывать существенного стеснения и неудобства. Хотя, несмотря на то что паразитическое поведение в среде себе подобных весьма характерно для людей, они в отличие от других живых существ в состоянии осознать его пагубность и предпринять усилия для его пресечения.
Социальный паразитизм как форма девиантного поведения связан с другими социальными отклонениями и оказывает на них разностороннее отрицательное влияние, поскольку выполняет роль катализатора и создает условия для возникновения антиобщественных мотивов поведения.
Особенно тесно социальный паразитизм связан с преступностью. Дело не только в том, что отдельные его виды при определенных условиях сами по себе являются преступлениями, но и в том, что он способствует дезадаптации преступников, выключению их из нормальных социальных связей и отношений, продолжению преступной деятельности, ускоряет деградацию личности.
2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРАЗИТИЗМА
Наиболее распространенными видами социального паразитизма являются бродяжничество и попрошайничество.
Под попрошайничеством понимается систематическое выпрашивание у посторонних лиц (под различными предлогами или без них) денег, продуктов питания, одежды, других материальных ценностей. Такие лица часто занимаются бродяжничеством. Попрошайничают нередко алкоголики, наркоманы, прикидываясь больными или инвалидами, чтобы собрать деньги на покупку спиртных напитков или наркотических средств.
Особое внимание необходимо обратить на категорию беспризорных детей, численность которых постоянно увеличивается. На территории Российской Федерации в ходе специализированных профилактических рейдов по выявлению безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и детей, находящихся в социально опасном положении, в 2003 г. с улиц и из иных общественных мест, из объектов транспорта органами внутренних дел были изъяты 681,7 тыс. беспризорных несовершеннолетних, что в 2,5 раза больше, чем в 2002 г. 1
Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях являются продолжающееся ухудшение уровня жизни российской семьи, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, пьянство и аморальный образ жизни, увеличение числа разводов, рост числа неполных семей.
Кроме перечисленных причин дополнительными факторами детской безнадзорности становятся нарушение прав детей в области образования, здоровья, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающей материальное положение семей и толкающей родителей к отказу от детей ввиду невозможности их содержания.
Растет численность детей-бродяг, попрошаек, причем чаще всего их как профессионально нищих используют взрослые. По данным МВД России, в приемники-распределители для несовершеннолетних ежегодно попадают 12 тыс. —15 тыс. детей-беженцев из стран СНГ и районов межнациональных конфликтов. Значительная часть безнадзорных детей и подростков отличается девиантным поведением, употребляет алкоголь, наркотики, совершает правонарушения, страдает соматическими болезнями и психическими расстройствами. Поэтому социальная реабилитация безнадзорных детей и подростков в современной России стала одной из насущных проблем 1 .
Считается, что особенностью преступников-рецидивистов является искусственно создаваемая и усиленно внушаемая себе и окружающим идея об их исключительности и превосходстве над окружающими, демонстративный отказ от работы, решимость идти на риск при совершении преступления. В действительности же это чаще всего алкоголики, психически не здоровые и нравственно разложившиеся люди.
Вопрос о проституции в последнее время обсуждается в научной литературе и в печати, в связи с тем что это социальное явление получило большое распространение и заслуживает серьезного изучения. Особенно эта проблема имеет достаточную остроту в крупных городах и на курортах. Говоря о проституции, в большинстве случаев имеют в виду проституцию женскую, хотя в последнее время все чаще мы сталкиваемся с проституцией мужской и даже детской.
Большинство проституток (или мужчин занимающихся проституцией) совсем не занимаются общественно полезным трудом. Они живут фактически на грани между аморальным и противоправным поведением, многие связаны и с другими формами девиантного поведения. Проституция практически всегда сопровождается пьянством, иногда употреблением наркотиков, совершением различного рода преступлений, является источником распространения СПИДа и венерических заболеваний, ведет к разрыву полезных социальных связей и в конечном счете к деградации личности.
Еще одну значительную группу уклоняющихся от общественно полезного труда составляют лица, которые нигде не работают и проживают на средства родителей или родственников. Это чаще всего здоровые, молодые неженатые мужчины или незамужние женщины, не имеющие детей и не обремененные никакими обязанностями перед семьей. Очевидно, что для наступления юридической ответственности таких лиц за социальный паразитизм необходимо решение вопроса, являются ли средства, на которые они существуют, нетрудовыми доходами.
3. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРАЗИТИЗМА
Причины социального паразитизма в нашем обществе имеют своим объективным источником несбалансированное состояние экономики, деформации в социальной сфере, отчуждение трудоспособного населения от участия в политической и экономической жизни общества.
Немаловажную роль играют здесь и деформации в духовной сфере общественной жизни. Опыт показывает, что многие родители пренебрегают трудовым воспитанием детей, закладывая тем самым у них привычку уклоняться от общественно полезного труда. В некоторых семьях происходит разрыв эмоциональных связей, что в конечном счете, как показывает опыт, может не только осознанно, но и неосознанно привести детей и подростков к привычке проводить время вне дома, а затем и к антиобщественному образу жизни.
Питательной средой, своего рода причиной социального паразитизма, являются пьянство и алкоголизм, так как среди лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, алкоголики составляют основной контингент (так же как и в свою очередь социальный паразитизм способствует распространению алкоголизма, токсикомании, наркомании и других девиаций).
Причины существования людей на нетрудовые доходы идентичны причинам уклонения от общественно полезного труда, Однако есть специфические, которые связаны с недостатками развития экономики, трудовых и распорядительных отношений.
Кроме объективных социально-экономических причин существуют и психологические. Они могут быть рассмотрены в рамках нормальных стремлений людей к более высокому жизненному уровню, но могут и выходить (и даже существенно) за эти рамки. Доходы от шабашничества, проституции, азартных игр не всегда столь велики, как иногда считается, и чаще всего они не идут ни в какое сравнение с доходами от хищений, взяток, незаконных валютных операций и т. д. Думается, что паразитический образ жизни, как он понимается по отношению к проституции, азартным играм и т. п., вообще во многих случаях можно считать именно способом существования, когда его цель — не столько обогащаться, сколько жить не работая.
4. МЕРЫ БОРЬБЫ С СОЦИАЛЬНЫМ ПАРАЗИТИЗМОМ
Борьба с социальным паразитизмом во многих проявлениях определяется прежде всего успешной реализацией на практике мер общего социального предупреждения, перестройкой экономики, социальной сферы, всей жизни нашего общества, включая укрепление дисциплины и законности.
В числе специальных мер, направленных против социального паразитизма, необходимо назвать общегосударственные меры борьбы с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и нетрудовыми доходами.
Что касается уголовной ответственности за проституцию, то вопрос этот нуждается в дополнительном изучении. Думается, что назрела необходимость проведения ряда социологических и криминологических исследований, направленных на всесторонний анализ данного социального явления, а также его соотношения с другими социальными отклонениями, включая преступность. Нуждается также в изучении и эффективность административной ответственности, связанной с данной девиацией.
Законодательные и государственные документы, нацеленные на борьбу с нетрудовыми доходами, не всегда реализуются на практике. Задача оказалась сложнее, чем первоначально представлялось, шире оказался круг проблем, возникших в ходе ее решения. Известно, что преследующие самые благие цели правовые запреты и ограничения вызывают порой неожиданный эффект. Стало ясно, что осуществить пресечение нетрудовых доходов — еще не самое трудное, куда сложнее устранить причины и условия этого явления.
Общий курс борьбы с нетрудовыми доходами известен: органическое сочетание правовых мер с организационными, экономическими, социальными и иными мерами позитивного, созидательного характера. Однако на практике органического сочетания этих мер не наблюдается. Привести в действие правовые запреты — дело, так сказать, одного дня, а наладить, например, сферу услуг нелегко и за ряд лет. Отсюда известный перекос: некоторые запреты, не подкрепленные конструктивными мерами, оставили население и вовсе без целого ряда услуг.
Ясно, что правовые меры сами по себе не способны исправить положение дел, более того, они подчас лишь усугубляют трудности. Что касается конструктивных мер, то их реализация идет медленно, наталкиваясь на бюрократические и ведомственные барьеры.
Спасти человека от смерти — это долг врачей, и государство должно обеспечить все условия, чтобы они могли выполнить свой нравственный долг. В школах педагоги должны не только учить детей писать и читать, но и воспитывать достойных граждан, а государство должно обеспечить их выживание и трудоспособность. Но еше больше оно обязано заботиться о том, чтобы граждане не превращались в вынужденных тунеядцев. Поэтому необходимы чрезвычайные меры поддержки нуждающихся со стороны правительства, поскольку государство, которое поощряет социальный паразитизм, не может быть эффективным и ответственным.
1. Завьялов Ф.Н., Спиридонова Е.М. Уровень и образ жизни бомжей //Социологические исследования. 2000. № 2.
2. Иноземцев В.Л. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах // Социс. 2000. № 8.
3. Куру шин В.В. Система социальной адаптации лиц без определенного места жительства в условиях мегаполиса: социальный аспект. М., 2004.
4. Мещанинов И.А. О нищенстве в России и способах борьбы с этим явлением //Антология социальной работы: В 2 т. Т. 2. Феноменология социальной патологии. М., 1995.
5. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. М..2006.
6. Римашевская Н. Человек и реформы: секреты выживания. М., 2003.
Читайте также: