«Бхагавадгита» — это труд по трансперсональной психологии. В нем предлагается пошаговая методика по исцелению болезненного невежества и привычки отождествляться с ограниченным эго-разумом и эмоциями.
Учение «Бхагавадгиты» было дано воину Арджуне, в ответ на его эмоциональный срыв из-за того, что он почувствовал, собираясь в битву. Арджуна вскричал: «Ноги мои подкашиваются, и гортань моя высыхает, мое тело дрожит, и волосы поднимаются дыбом, Гандива выпадает из моих рук, и вся кожа моя пылает; не в силах я стоять, и мутится разум мой». Видя разрушение Дхармы, Арджуна, глава воинства праведности, продолжает: «Не предвижу никакого добра от этой братоубийственной войны… Не хочу я убивать их, хотя бы и самому пришлось быть убитым… Большой грех совершим мы, убив этих мятежников. Не должны мы убивать наших родичей; убив своих родных, как сможем мы быть счастливыми, Кришна? Из желания владеть царством мы готовы совершить великий грех, мы готовы убить своих восставших родичей… Если меня, безоружного, несопротивляющегося, вооруженные сыны Дритараштры убьют в бою, мне будет легче».
Господь Кришна как трансперсональный психолог предлагает учение «Бхагавадгиты». Он передает знание, которое становится целительным бальзамом для испуганного, устрашенного эго. Махатма Ганди пишет: «Когда я впервые ознакомился с Гитой, я ощутил, что это не исторический труд, но что аллегорией физической битвы описывается сражение, которое постоянно идет в сердцах человечества». Это не какое-то учение «не от мира сего», но учение для каждого из нас, кто каждый день идет в сражение на поле жизни. Отчаяние Арджуны, который идет в сражение, где не бывает победителей, полностью соответствует тому, что чувствуем мы — пять тысяч лет спустя.
Трансперсональная психология «Бхагавадгиты» предлагает нирвану — осознание иллюзии отдельности личности. Осознание вечной истины Санатана Дхарма — это Брахма Нирвана, стадия уничтожения всех ограничений личности в состоянии единства с Целым. Это понимание и есть осознание Себя.
Шри Кришна говорит: «Если йог совершенно управляет своим разумом и постоянно жаждет единения с Брахманом, он обретает высший покой Нирваны — покой, который во мне».
Далее в «Бхагавадгите» разъясняется Брахма Нирвана — это состояние самоосознания, которое можно применять и к которому можно стремиться в любой жизненной ситуации. На Западе под нирваной понимают «потустороннее», выпавшее из мира состояние, где отсутствует личность и которого можно достичь только в пещере в Гималаях. Шри Кришна говорит, что немногие души способны по-настоящему отказаться от мира, а сидеть в пещере в Гималаях и переживать прошлые обиды или грезить о будущей славе — просто лицемерие. Снова и снова, на протяжении восемнадцати глав великого трактата о йоге, Шри Кришна сравнивает отречение от мира с жизнью в мире. Кришна говорит не о «потусторонней» нирване, а о том, что неэгоистичное, несебялюбивое служение, любое действие в жизни может быть йогой. Осознание того, что Единство присутствует везде, разрушает болезненную иллюзию отдельности: все действия становятся Божественными. Кришна убеждает Арджуну исполнить свой воинский долг и броситься в битву — это его йога и его путь к освобождению.
Кришна вновь и вновь объясняет, что в карме — законе причин и следствий — причиной является наше сознание. Привязывает ли наше действие нас к страданию или является шагом на пути к освобождению, имеют значение не последствия, а источник — намерение. Приводит ли действие к свободе или рабству, это зависит от знания или невежества, которые лежат в его основе. Причина действия (карма) находится в сознании, которое мотивирует действие. Карма от действия рассечения плоти ножом будет разной для хирурга, спасающего жизнь пациента, и для убийцы. Карма действия — это производная от знания, лежащего в основе действия.
Мудрец Матхаджи Ванамали объясняет: сила, которая является причиной эманации всего, есть Кришна. Это сила Господа, из которой происходят все частности. Все маленькие отдельные кармы, все действия, которые мы совершаем здесь, это отзвук космического импульса ради великой вселенской цели. В этом и состоит тайна кармы: все действия в итоге оказываются вселенским действием. Это не мое действие и не твое действие. Каждый клок пены на гребне волны — это действие океана, пусть даже волна и пытается объявить это только своим действием. Каждый наш вздох — это космическое дыхание. Наш разум — бледное отражение Космического Разума. Наше существование — это часть и частица существования Вселенной. Это и есть великая тайна Закона кармы, и, только полностью познав и ощутив это знание, человек может стать карма-йогом. Только когда мы сознательно принимаем тот факт, что мы — всего лишь инструменты в движении великой вселенской кармы, мы можем перестать держаться за эго и личные желания и стать достойными называться карма-йогами.
Шри Кришна объясняет, что отчаяние существования в мире — это болезненная иллюзия, корни которой уходят в невежество и отождествление с отдельным эго. Чтобы освободить нас от страха и боязливости крохотного эго, Кришна предлагает познание себя, учение об иллюзии отдельности и бессмертии души.
Матхаджи Ванамали продолжает: «Стремиться к Божеству и чувствовать Божество — в этом рождение мудрости. Все остальное есть невежество… Джнана (знание) — это знание себя… природа которого… есть Брахман, тот, который вездесущ и проницает собой всю Вселенную. В своем суперкосмическом состоянии он трансцендентален… Дух, не обладающий телом и в то же время обладающий тысячами тел, с могучими руками и быстрыми ногами, чьи головы, лица и глаза мы видим везде, куда бы не обратились, чье ухо прислушивается к молчанию вечности и к музыке мира».
Это вселенское существо, в чьих объятиях мы живем. Он проницает все, что можно ощутить органами чувств, но у него нет органов чувств, у него нет привязанностей и свойств, при этом он поддерживает и воплощает в себе все свойства. Он ни к чему не испытывает привязанности и поддерживает в бессмертной свободе все действия и движения во вселенской пракрита (природе). Он одновременно и тот, кто внутри, и тот, кто снаружи, близкий и далекий, неподвижный и движущийся. Он — тоньше самого тонкого, находящегося за пределами восприятия, а также плотнее силы и видимой материи. Через невидимое он разделяет себя на бесчисленные формы. Все постоянно рождается от него как от Брахмана, он поддерживает все в качестве Вишну и постоянно вновь принимает все в себя в качестве Шивы. Он — свет всех огней, свет над темнотой нашего невежества. Он — и знание, и объект познания. Нет необходимости учиться в университете, чтобы постичь это знание, потому что Он обитает в сердцах каждого из нас.
Действия, основанные на себялюбивой привязанности к отдельному эго, обретают нас на невежество. Пока отдельное заблуждающееся эго считает себя деятелем, оно сковано невежеством. Неэгоистичные действия, выполненные в духе любящего служения, являются освобождающими. Пока познание Единой Жизни сквозит в действии, человек свободен от иллюзии того, что деятелем является он сам. «Когда разум очищается от иллюзий и заблуждений, вам становятся безразличны результаты всех действий… Объединить сердце с Брахманом и потом действовать: в этом и состоит тайна действий без привязанностей». Осознать единство и сакральность всей жизни — значит освободиться от ощущения опасности, стыда, страдания и себялюбивого цепляния за отдельное эго. Шри Кришна объясняет, что несебялюбивое служение, основанное на едином сознании, без привязанности к исходу, является ключом к свободе.
Во всей «Гите» постоянно повторяется, что в качестве основании йоги очень важно учиться равновесию. Как главный шаг к свободе рекомендовано практиковать различение (вивека) — постоянное отделение настоящего от ненастоящего. Йога — это единство с собой.
Шри Кришна говорит: «В йоге воля направлена на одно совершенство… сосредоточение воли приводит к единству с Господом… выполняй каждое действие, размышляя о Господе. Откажись от привязанности к плодам действия… пусть разум будет спокоен… потому что йога требует спокойствия».
В «Гите» много внимания уделяется необходимости воспитания в себе отсутствия привязанностей. Шри Кришна учит нас воспитывать в себе бесстрастие по мере того, как мы прорываемся за пределы желаний, отвращений и отождествления с эго, которые и привязывают нас к страданиям жизни. Постигающий Вселенную учит нас, что служение в мире без привязанности к результатам действий является главным способом прорваться через связывающие нас привязанности. В «Гите» дается совет отказаться от звания деятеля — отождествления с ограниченным эго — и перейти к осознанию, что наша отдельность — это болезненная иллюзия. «Гита» учит трансперсональному подходу: высшему знанию о том, что вы не являетесь телом, разумом или эмоциям, но Атманом, нерожденным, неумирающим, неперестающим и неначинающим, бессмертным, нерождающимся, неизменным в вечности, самым внутренним элементом, находящимся везде и всегда, Суть сути, неменяющимся, вечным, всегда и вовеки.
Дхарма любящего служения
«Дхарма в индийской концепции — не просто благо, справедливость, мораль, правосудие и этика, это то, что управляет отношениями человека со всеми существами, с природой, с Богом. Дхарма — это то, чего мы придерживаемся и что держит нас, наши действия снаружи и изнутри, и в своем изначальном смысле она обозначает основной закон нашей природы, который тайно обуславливает все наши действия… Дхарма — это то, что помогает нам расти в Божественной чистоте, свете, свободе, просторе, силе, радости, любви, благе, единстве и красоте» (Шри Ауробиндо).
Санатана Дхарма часто переводится как «Вечная Истина» или «Естественный Закон». Она предписывает такой способ жизни, который будет поддерживать человечество, если человечество будет следовать ему. В отличие от западной науки, которая объявляет себя в стороне от жизненных ценностей и морали, Санатана Дхарма предписывает способ жизни. Санатана Дхарма предлагает жить так, чтобы Бог, присутствующий в каждом, действительно осознавался и имел значение. Заявляя сакральность и единство всего существующего, Санатана Дхарма предлагает осознать сакральность своей жизни, жизни человечества и жизни всего творения. В Санатана Дхарма «истина» не есть концепция, а есть способ жизни. Дхарму можно только практиковать. Ею можно только жить.
Трансперсональный подход к психологии по сути является холистическим. Мы созданы из целостности; все наши границы — это двуликий Янус. Мы — часть всего, а все — часть нас. Мы — сама целостность. Согласно Аюрведе, все, что касается нас, есть пища. Все становится частью нас. Наше отношение, способ жизни, окружение, друзья, предки и звезды — все это наши составляющие.
Санатана Дхарма предлагает нам практиковать Дхарму и жить так, чтобы Бог, присутствующий в каждом, действительно осознавался и имел значение. Будет наивным думать, будто мы можем игнорировать вселенский закон и жить при этом счастливыми и здоровыми. Здоровье и счастье проистекают от Дхармы — действий, поддерживающих естественный закон. Чем более холистичен наш подход, тем выше вероятность нашего здоровья и счастья. Плод Дхармы — это йога, единство с Собой.
Врачи и психологи отмечают, что философия Шри Кришны, основанная на глубоком понимании человеческой природы и духовности, оказала значительное влияние на развитие трансперсональной психологии. Они подчеркивают, что идеи о самосознании, единстве с окружающим миром и трансцендентных состояниях, изложенные в древних текстах, предвосхитили многие современные концепции. Эксперты считают, что Кришна, как символ высшего сознания, вдохновляет людей на поиск внутреннего мира и гармонии, что является ключевым аспектом трансперсональной практики. Врачи также отмечают, что интеграция духовных практик в психологическую терапию может способствовать более глубокому пониманию личности и улучшению психического здоровья. Таким образом, наследие Шри Кришны продолжает оказывать влияние на современную психологию, открывая новые горизонты для исследования и практики.
Йога
Исходя из трансперсональной перспективы мы поддерживаем клиента в процессе йоги. Слово «йога» происходит от корня, который означает «объединять, склонять под одно ярмо». Также это слово можно перевести как «слияние». Йога — это вечное учение о слиянии личности и трансперсонального Себя. Йога — это наука, потому что ее парадигма была четко продумана, систематически изложена и постоянно воспроизводима на протяжении тысяч лет. Йога есть трансперсональная/соматическая психология.
Существует множество школ йоги. Все они объединены одной темой: «От ненастоящего приведи меня к Настоящему. От теней приведи меня к Свету. От смерти к бессмертию…». Цель йоги — слияние личности с трансперсональным Собой. Так как Божественный Разум вездесущ, к этому единству можно подходить с любой стороны.
Хатха-йога — это практики оздоровления, которые способствуют резонансу с тонкими силами Высшего Разума, чтобы жизнь личности была объединена с вечной жизнью. Джнана-йога — это путь знания, путь самого тщательного поиска и размышлений, чтобы поднять личное сознание до трансперсонального самоосознания. Раджа-йога предлагает систему для успокоения ума, чтобы объединиться с тем, что находится за пределами разума. Бхакти-йога предлагает психологию поклонения и практики для достижения слияния личного с Вечным посредством экстатического состояния души. Карма-йога — это путь к трансперсональному, где сакральность жизни ощущается посредством несебялюбивого посвященного служения.
Истину йоги можно только прожить. Лабораторией для науки йоги является сама жизнь. Ее истину невозможно найти в книгах или выучить в университете. Это внутренний эксперимент, который старается самостоятельно воспроизвести вечную истину. Мы становимся тем, над чем размышляет разум, к чему стремятся чувства. Йогу нужно прожить самым посвященным, самым тщательным способом — вздох за вздохом, мысль за мыслью, день за днем, в течение десятилетий — как способ жизни, который называется Дхарма. Плод жизни Дхармы — это постоянное ощущение Единения.
Шри Кришна, как фигура, олицетворяющая любовь и мудрость, вдохновляет многих на изучение трансперсональной психологии. Люди отмечают, что его учения о самосознании и внутреннем мире помогают глубже понять себя и свои переживания. Кришна, как символ божественной любви, побуждает к поиску гармонии между личным и коллективным сознанием. Его диалоги, особенно в “Бхагавад-гите”, рассматриваются как важные источники для тех, кто стремится к духовному развитию. Практикующие трансперсональную психологию часто ссылаются на его идеи о единстве всех существ, что способствует расширению сознания и пониманию глубинных аспектов человеческой природы. Восприятие Кришны как отца-основателя этой дисциплины подчеркивает важность духовного аспекта в психологии, открывая новые горизонты для самопознания и личностного роста.
Истина есть Бог
Махатма Ганди был преданным учеником Санатана Дхарма, и «Бхагавадгита» была его благой вестью. Его жизнь служит примером силы и возможностей, происходящих от практики Дхармы. Ощущая на себе несправедливость расовых предрассудков, Ганди видел, что моральная и политическая несправедливость основана на невежестве. Он был убежден, что для человека недостаточно просто творить благо — он должен активно бороться со злом.
Ганди ринулся в битву жизни. Он учил сатьяграха — «приближению к Истине». Истина стала методом Ганди, и Истина же была его целью. Для Ганди Истина была не просто концепцией, но способом жизни. Для Махатмы (того, кто постоянно прикасается к безграничности Бытия) средства были так же важны, как и цель. Каждое его действие было основано на Брахмавидье, знании о единстве всей жизни. В состоянии сознания Брахма Нирвана, осознании единства всей жизни, Ганди принимал каждое живое существо как свою собственную Божественную Суть.
Ганди учил личным примером. Он обращался со всеми в духе глубочайшего смирения, с глубоким уважением к Божеству. Он настаивал на том, что нужно видеть Божество даже в самых невежественных противниках. Истину знания, стоявшего за его действиями, чувствовал каждый, кто соприкасался с этим человеком, осознавшим Себя.
Он описывал свою жизнь как «мои эксперименты с истиной». По мере того как он становился все более зрелым человеком, он осознал, что Истина есть Бог. Ганди обнаружил, что когда он заботился об окружающей его жизни «истинным», несебялюбивым способом, то ощущал единство и сакральность всей жизни. Он заботился о людях и природе в духе непричинения вреда (Ахимса), который являлся уважительным по отношению к Божественности всей жизни, и ощущал, что вся его жизнь и действия в ней являются служением Богу. Он практиковал Дхарму, и поэтому каждое его действие было действием с ощущением сакральности и единства всего живого.
Намаскар.
Воздаю честь Божественному внутри.
Вопрос-ответ
Кто основатель трансперсональной психологии?
Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, Э. Сутич и другие.
Кто разработал трансперсональную терапию?
В 1969 году Энтони Сутич вместе с Маслоу и другими гуманистическими психологами основал Журнал трансперсональной психологии, официально установив эту область. Создание Ассоциации трансперсональной психологии в 1972 году еще больше укрепило ее идентичность.
Кто является отцом духовной психологии?
Американский философ и психолог Уильям Джеймс , которого многие называют «отцом современной психологии», выступал против высокомерного отношения к религии как к «анахронизму, атавистическому рецидиву образа мышления». Его книга «Многообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы» считается некоторыми
Что такое трансперсональная психология?
Трансперсональная психология — одно из направлений психологии, которое исследует переживания и состояния, выходящие за рамки обыденного опыта личности. Здесь я имею в виду духовные, мистические и экстатические состояния сознания.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите основные концепции трансперсональной психологии, чтобы лучше понять, как идеи Шри Кришны могут быть применены в современном контексте. Это поможет вам осознать, как духовные практики влияют на психическое здоровье и личностное развитие.
СОВЕТ №2
Практикуйте медитацию и осознанность, вдохновляясь учениями Шри Кришны. Эти методы могут помочь вам углубить связь с собой и окружающим миром, а также способствовать внутреннему спокойствию и гармонии.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на важность любви и сострадания в жизни. Следуйте принципам, изложенным в учениях Кришны, и стремитесь развивать эти качества в своих отношениях с другими людьми.
СОВЕТ №4
Чтите и изучайте священные тексты, такие как «Бхагавад-гита», чтобы получить более глубокое понимание философии Кришны и ее влияния на трансперсональную психологию. Это поможет вам интегрировать эти идеи в свою жизнь и практику.